Анонс к фильму по мотивам произведений Булгакова "Бег".

Jun 28, 2023 19:15


         Чувствуешь себя в эпицентре исторических событий, когда буквально на твоих глазах в реале разворачиваются  поистине сюрреалистические сюжеты , которые наверняка будут вписаны в учебники истории . И сравнивая себя с героинями лихих времён  исторических потрясений , как бы не напророчить и не накликать  снова те столетние сумерки. ))



И раз уж речь  зашла об экранизации лучших произведений о смутном времени начала прошлого века ,  то захотелось продолжить  тему хождений интеллигенции по мукам  . Судьба человека в критической ситуации  и сейчас вызывает живой интерес. Считается , что существует огромное  количество откровенно слабых экранизаций классики и  что жанр кино не  выдерживает конкуренции  с  классической  книгой , потому что не в состоянии передать кинематографическими  средствами эмоциональный  потенциал художественного слова .  Многие критики  пишут также , что   канула в Лету эпоха по- настоящему талантливых режиссёров, способных оживить историю. Но если говорить о любимых книгах , показывающих   трагическую судьбу человека в охваченной пламенем революцией  России , всё на удивление совсем по -другому. Уже писала о творческом феномене , когда даже в жестких  рамках Прокрустова ложа искусственно выращенного в коммунистической лаборатории метода соцреализма были созданы по -настоящему талантливые и живые произведения, явно выбивавшиеся  из общей генеральной линии с указующим перстом партии. Такие  произведения, как Тихий Дон Шолохова , Хождение по мукам А Толстого , Сорок первый Лавренёва , Булгаковский Бег . И  по какой-то счастливой случайности все они были  очень талантливо экранизированы  . Я уже даже не говорю об экранизации довольно слабенькой  повести Павла Бляхина Красные дьяволята , которая обрела новую жизнь в ставшей кинохитом  шедевральной приключенческой  ленте Неуловимые мстители  .  А беру вообще самые крутые произведения тех лет.

Конечно, далеко не всем режиссёрам удалось передать неповторимую атмосферность того времени .  Когда смотрела   ленту Н. Михалкова Солнечный удар , не могла избавиться от ощущения балагана на святом месте . Невольно сравнивала этот фильм с "Бегом" Алова и Наумова, где  правдиво были воспроизведены драматические события  первой волны эмиграции , трагедия  исхода на чужбину не падала до уровня скоморошества   и  поэтическая  гипербола  не подменялась   неуместным  гротеском и  фантасмагорией . Но даже не это самое главное,  от чего явно  коробило .  Не было в фильме Солнечный удар  высокой идеи  , которую смогли  пронзительно- лирично передать режиссёры « Бега»  ,  идеи трагичности гражданского противостояния и  благородного поведения  личности в  экстремальной жизненной ситуации. Она потерялась за желанием автора  оригинальничать в средствах и жонглировать аллегорическими приёмами.  Неприятно удивило отсутствие чувства меры также  в воплощении   гражданской позиции.  Ну почему ,  если белогвардейцы, то обязательно   белые краски и ностальгические нотки  , а если красногвардейцы, то непременно   черные краски, карикатура и шарж? Жизнь не терпит такого искусственного разделения на ангелов и бесов, там  наверняка  всё было намного  сложнее , противоречивее, запутаннее.  Там зверствовали   так же  белогвардейцы,  и  так же милосердствовали  красные. Почему историю надо поворачивать в угоду новым веяниям, история-это не" дышло, куда повернёшь, туда и вышло" . Она молча хранит высокую истину событий , во всей  их противоречивости.  Вся эта идеализация белогвардейской доблести, нагнетание символически  нелепых образов, фантасмагория происходящего обернулись нелепым шаржем на  едва ли не самую трагическую страницу  нашей истории .

Зато всё  происходит  с точностью до наоборот  в   киноленте по мотивам произведений Булгакова Бег. Создателям этого фильма  виртуозно удалось воссоздать время гражданских потрясений.  К этому фильму у меня вообще особое  отношение. Случилось страшное, ведь ради этой киноленты  примерная отличница- старшеклассница впервые в жизни сбежала сразу со всех уроков , чтобы пойти на дневной сеанс . И к моему удивлению и разочарованию ,  наш классный папа Олег Ларыч на следующий день даже не спросил  , почему я пропустила уроки. ( обыдно , а я ведь так боялась идти в школу после своего  невинного преступления. )  Но фильм на самом деле оказался просто замечательным , особенно шедевральной была вторая серия, однако  это я поняла у же намного позже, потому что во время сеанса витала в облаках , затаив дыхание , и думала о другом.

В фильме показан трагический исход спасающейся от пугающих революционных событий интеллигенции , мирная жизнь которой в одночасье была разрушена , а также бегство  белогвардейских офицеров , потерпевших поражение после наступления Красной армии в Крыму. Страшное время. когда каждый  делает свой трудный выбор. Под монастырский колокольный звон случается всеобщий  душевный апокалипсис и возникает   всеобщая суматоха ,  когда  мир и такая спокойная прошлая жизнь рушатся прямо на глазах . Оказавшись в Константинополе , бежавшие от революции  отчаянно бедствуют, оставшись без средств существования в другой стране  .

Актёрский состав фильма мощнейший. Так , хладнокровного генерала Хлудова , со стеклянным остановившимся и  почти  мистическим взглядом палача играет  В.  Дворжецкий.   Его героя  преследуют страшные видения  и кошмары о повешенных и застреленных,  и   каждую ночь ему является призрак  повешенного им рядового   Крапилина, отважившегося сказать правду о его  жестокости.  Он почти сходит с ума и судит себя судом собственной совести ,  и в финале мы видим , как Хлудов  одиноко стоит на берегу и смотрит в ту сторону,  где осталась его Родина. И рядом с ним бродячий пёс.

Бывший в прошлой жизни лихим   боевым   генералом  Чарнота  отчаянно пытается любым способом  заработать   сначала на тараканьих бегах , а потом выигрывает у Корзухина крупную сумму денег, Он то яростно и бессильно расстреливает из револьвера ненавистный ему Константинополь, то жалобно просит подаяния : Подайте ! Ну я генерал, я жрать хочу! Гордо явившись в Париж в кальсонах,   раскручивает богатенького Корзухина на азартную карточную игру , а потом смотрит полным тоски собачьим взглядом на свою бывшую полковую жену Люську , а ныне любовницу удачливого богача,  сумевшего приехать в чужую страну с полной сумой денег. И из -под маски клоуна зритель видит   его страдающие глаза . Эту роль блистательно играет Михаил Ульянов.   Интеллигентного Приват- доцента Голубкова, которого не покидает надежда вернуться в Россию,  Баталов.  Корзухина.- Евстигнеев. А Серафиму , вынужденную переступить через свою гордость и  пойти на панель , Людмила Савельева. Возникает вопрос :  могла ли эмиграция сломать гордых людей?

Тараканьи бега в фильме символизируют страшную необходимость сливать свою жизнь  в неизвестность. Панорамные  кадры трагических событий сменяются гротескными и буффонадой , а   те в свою очередь -психоделическими видениями. Но все эти  приёмы авторы применяют очень дозированно и уместно.  Кошмарный сон эмиграции сменяется светлыми снами надежды на возвращение в Россию.

Кароч, буду смотреть фильм заново с замиранием сердца, потому что в первый раз ничего не поняла, а второй раз смотрела довольно давно. И сейчас словно возвращаюсь в свое прошлое. В этот раз не буду  слишком  спойлерить и пересказывать сюжет , и так получилось слишком много букв. Просто поставлю сюда свои самые любимые шедевральные эпизоды, а потом каждый из них отдельно прокомментирую и надеюсь на совместный просмотр, чтобы обсудить фильм  с читателями моей странички.

image Click to view



https://vk.com/video244546575_456246037

https://vk.com/video135861450_456239026

image Click to view



https://vk.com/video-10889460_118773219

Previous post Next post
Up