Чувствуешь себя в эпицентре исторических событий, когда буквально на твоих глазах в реале разворачиваются поистине сюрреалистические сюжеты , которые наверняка будут вписаны в учебники истории . И сравнивая себя с героинями лихих времён исторических потрясений , как бы не напророчить и не накликать снова те столетние сумерки. ))
И раз уж речь зашла об экранизации лучших произведений о смутном времени начала прошлого века , то захотелось продолжить тему хождений интеллигенции по мукам . Судьба человека в критической ситуации и сейчас вызывает живой интерес. Считается , что существует огромное количество откровенно слабых экранизаций классики и что жанр кино не выдерживает конкуренции с классической книгой , потому что не в состоянии передать кинематографическими средствами эмоциональный потенциал художественного слова . Многие критики пишут также , что канула в Лету эпоха по- настоящему талантливых режиссёров, способных оживить историю. Но если говорить о любимых книгах , показывающих трагическую судьбу человека в охваченной пламенем революцией России , всё на удивление совсем по -другому. Уже писала о творческом феномене , когда даже в жестких рамках Прокрустова ложа искусственно выращенного в коммунистической лаборатории метода соцреализма были созданы по -настоящему талантливые и живые произведения, явно выбивавшиеся из общей генеральной линии с указующим перстом партии. Такие произведения, как Тихий Дон Шолохова , Хождение по мукам А Толстого , Сорок первый Лавренёва , Булгаковский Бег . И по какой-то счастливой случайности все они были очень талантливо экранизированы . Я уже даже не говорю об экранизации довольно слабенькой повести Павла Бляхина Красные дьяволята , которая обрела новую жизнь в ставшей кинохитом шедевральной приключенческой ленте Неуловимые мстители . А беру вообще самые крутые произведения тех лет.
Конечно, далеко не всем режиссёрам удалось передать неповторимую атмосферность того времени . Когда смотрела ленту Н. Михалкова Солнечный удар , не могла избавиться от ощущения балагана на святом месте . Невольно сравнивала этот фильм с "Бегом" Алова и Наумова, где правдиво были воспроизведены драматические события первой волны эмиграции , трагедия исхода на чужбину не падала до уровня скоморошества и поэтическая гипербола не подменялась неуместным гротеском и фантасмагорией . Но даже не это самое главное, от чего явно коробило . Не было в фильме Солнечный удар высокой идеи , которую смогли пронзительно- лирично передать режиссёры « Бега» , идеи трагичности гражданского противостояния и благородного поведения личности в экстремальной жизненной ситуации. Она потерялась за желанием автора оригинальничать в средствах и жонглировать аллегорическими приёмами. Неприятно удивило отсутствие чувства меры также в воплощении гражданской позиции. Ну почему , если белогвардейцы, то обязательно белые краски и ностальгические нотки , а если красногвардейцы, то непременно черные краски, карикатура и шарж? Жизнь не терпит такого искусственного разделения на ангелов и бесов, там наверняка всё было намного сложнее , противоречивее, запутаннее. Там зверствовали так же белогвардейцы, и так же милосердствовали красные. Почему историю надо поворачивать в угоду новым веяниям, история-это не" дышло, куда повернёшь, туда и вышло" . Она молча хранит высокую истину событий , во всей их противоречивости. Вся эта идеализация белогвардейской доблести, нагнетание символически нелепых образов, фантасмагория происходящего обернулись нелепым шаржем на едва ли не самую трагическую страницу нашей истории .
Зато всё происходит с точностью до наоборот в киноленте по мотивам произведений Булгакова Бег. Создателям этого фильма виртуозно удалось воссоздать время гражданских потрясений. К этому фильму у меня вообще особое отношение. Случилось страшное, ведь ради этой киноленты примерная отличница- старшеклассница впервые в жизни сбежала сразу со всех уроков , чтобы пойти на дневной сеанс . И к моему удивлению и разочарованию , наш классный папа Олег Ларыч на следующий день даже не спросил , почему я пропустила уроки. ( обыдно , а я ведь так боялась идти в школу после своего невинного преступления. ) Но фильм на самом деле оказался просто замечательным , особенно шедевральной была вторая серия, однако это я поняла у же намного позже, потому что во время сеанса витала в облаках , затаив дыхание , и думала о другом.
В фильме показан трагический исход спасающейся от пугающих революционных событий интеллигенции , мирная жизнь которой в одночасье была разрушена , а также бегство белогвардейских офицеров , потерпевших поражение после наступления Красной армии в Крыму. Страшное время. когда каждый делает свой трудный выбор. Под монастырский колокольный звон случается всеобщий душевный апокалипсис и возникает всеобщая суматоха , когда мир и такая спокойная прошлая жизнь рушатся прямо на глазах . Оказавшись в Константинополе , бежавшие от революции отчаянно бедствуют, оставшись без средств существования в другой стране .
Актёрский состав фильма мощнейший. Так , хладнокровного генерала Хлудова , со стеклянным остановившимся и почти мистическим взглядом палача играет В. Дворжецкий. Его героя преследуют страшные видения и кошмары о повешенных и застреленных, и каждую ночь ему является призрак повешенного им рядового Крапилина, отважившегося сказать правду о его жестокости. Он почти сходит с ума и судит себя судом собственной совести , и в финале мы видим , как Хлудов одиноко стоит на берегу и смотрит в ту сторону, где осталась его Родина. И рядом с ним бродячий пёс.
Бывший в прошлой жизни лихим боевым генералом Чарнота отчаянно пытается любым способом заработать сначала на тараканьих бегах , а потом выигрывает у Корзухина крупную сумму денег, Он то яростно и бессильно расстреливает из револьвера ненавистный ему Константинополь, то жалобно просит подаяния : Подайте ! Ну я генерал, я жрать хочу! Гордо явившись в Париж в кальсонах, раскручивает богатенького Корзухина на азартную карточную игру , а потом смотрит полным тоски собачьим взглядом на свою бывшую полковую жену Люську , а ныне любовницу удачливого богача, сумевшего приехать в чужую страну с полной сумой денег. И из -под маски клоуна зритель видит его страдающие глаза . Эту роль блистательно играет Михаил Ульянов. Интеллигентного Приват- доцента Голубкова, которого не покидает надежда вернуться в Россию, Баталов. Корзухина.- Евстигнеев. А Серафиму , вынужденную переступить через свою гордость и пойти на панель , Людмила Савельева. Возникает вопрос : могла ли эмиграция сломать гордых людей?
Тараканьи бега в фильме символизируют страшную необходимость сливать свою жизнь в неизвестность. Панорамные кадры трагических событий сменяются гротескными и буффонадой , а те в свою очередь -психоделическими видениями. Но все эти приёмы авторы применяют очень дозированно и уместно. Кошмарный сон эмиграции сменяется светлыми снами надежды на возвращение в Россию.
Кароч, буду смотреть фильм заново с замиранием сердца, потому что в первый раз ничего не поняла, а второй раз смотрела довольно давно. И сейчас словно возвращаюсь в свое прошлое. В этот раз не буду слишком спойлерить и пересказывать сюжет , и так получилось слишком много букв. Просто поставлю сюда свои самые любимые шедевральные эпизоды, а потом каждый из них отдельно прокомментирую и надеюсь на совместный просмотр, чтобы обсудить фильм с читателями моей странички.
Click to view
https://vk.com/video244546575_456246037 https://vk.com/video135861450_456239026 Click to view
https://vk.com/video-10889460_118773219