Суть дионисийского начала в человеке

Sep 26, 2018 14:32




Дионис в свём воплощении бога Вакха - это бог виноделия. Именно он, согласно мифологии, путешествовал изгнанником, потому что зачатый Зевсом от смертной женщины Семелы, как все внебрачные дети Зевса был гоним Герой - ревнивой супругой Зевса. Скитаясь, Вакх везде учил людей сажать и возделывать виноград и делать из него вино. В то античное время, хоть этого и нельзя утверждать с большой точностью, к вину относились немного иначе.

Были культы, к которым имели доступ только посвящённые, которые через вино входили в состояние божественного экстаза. Но дело было не только лишь в вине, - это были мистерии, где творилась алхимия сознания, с помощью различных составляющих. Эти культы помогали раскрыть дионисийское начало в себе, - это несло человеку античности счастье и освобождение от стресса повседневной жизни.

Так что же лежит в основе дионисийского начала? Как говорилось ранее, Дионис являет полную противоположность Аполлону. Он преодолевает любой порядок и всяческую форму. Дионис - это неоформленное, хаотическое в каждом из нас. Если упорядоченность предстает как линейное время, то Дионис преодолевает время. Существо, захваченное Дионисом, пребывает вне времени. Уже нет прошлого, нет будущего, а значит и о настоящем говорить не приходится. Дионис - божество изначальной воли, изначальной жизни, которая не знает определенности, которая не знает индивидуации. По Ницше, принцип аполлонического - это принцип индивидуации, principium individuationis. Аполлон делает индивидуальным, то есть ограниченным, оформленным, выделяет индивида из какого-то общего потока. А сила Диониса направлена в обратную сторону, она снимает индивидуальность, преодолевает ее. Поэтому неудивительно, что все состояния, которые мы можем условно обозначить как дионисийские, это экстатические состояния. Экстазис - выход из своих границ, выход "за рамки", преодоление своего Эго. Чаще всего это опьянение - но это только одно из многих проявлений Диониса - в его ипостаси Вакха. Это своего рода "начальный уровень" знакомства с Дионисом, а самое интересное - впереди.
Об этом говорит и Ницше, он связывает с дионисийским буйством именно опьянение. Но опьянение в каком-то расширенном смысле, вовсе не обязательно алкогольное опьянение, хотя и оно тоже. Танец, сексуальный акт, мистерия (мистериальное действо, мистериальный праздник) - это все экстатические состояния, во время которых сознание расширяется, человек выходи за привычные рамки, выходит из границ своего Эго. К примеру, в контексте дионисийского праздника мы уже не можем говорить о каких-то личностях, о каких-то отдельных существах, которые принимают участие в этом празднике. То есть это единая бесформенная масса опьяненных экстатических тел. Дионис - это вечный праздник, за ним следует его свита, менады, которые пребывают в бешенстве.

Омара Хайяма читал каждый, - он восхвалял вино, восхвалял любовь и презирал смерть, тлен. Он говорил: "живи сейчас, живи при жизни", не задумывайся - что там тебя ждёт в будущем, "пей вино и юных красавиц ласкай". Но в его словах есть более глубокий смысл.
Аль-Фарид, суфийский мистик 12 века, видит в том, что сейчас принято называть дионисийским началом, "путешествие по реке жизни к её истоку":
"Вот вино! Пей его! Если хочешь, смешай
С поцелуем любви - пусть течёт через край!
Пей и пой, не теряя священных минут,
Ведь вино и забута друг друга бегут.
Охмелевший от жизни поймёт, что судьба -
Не хозяйка его, а всего лишь раба.
Трезвый вовсе не жил - смысл вселенский протёк
Мимо губ у того, кто напиться не мог,
Пусть оплачет себя обнесённый вином -
Он остался без боли на пире земном"
                                                          (Аль-Фарид)

И еще об опьянении. В оригинале у Ницше используется слово rausch. На английский порой переводится как intoxication, но это означает как раз алкогольное опьянение. Понимать же это слово необходимо в расширительном смысле. Что касается алкоголя, то в «Утренней заре» (и не только) Ницше будет критиковать повсеместный немецкий алкоголизм. Что делает человек, когда он бросается в пучину такого низменного алкогольного опьянения? Он бежит от жизни, не хочет ее принимать, он хочет забыть жизнь и забыть себя. Но дионисийское опьянение направлено как раз на то, чтобы сказать жизни «да», это утверждающая сила. И алкоголь - только одна из частей утраченного знания о просветлении - просветлении через саму Жизнь.

Ницше, дионисийский человек, смысл жизни, культ Диониса

Previous post Next post
Up