О том, что «Бог умер», на весь мир заявил Ницше в конце 19 в. Ещё на 10 лет позже по всей Европе начали возникать первые контркультурные движения и организации, предлагающие собственные ответы на вопрос, кем заменить умершего Бога. Пока они размышляли о «невозможности метафизики», психотерапевты Зигмунд Фрейд и Карл Юнг предложили своё «объяснение» бога с точки зрения психологии. Тот и другой считали себя эмпиристами и утверждали, что их теории строятся на опыте, на строгом наблюдении. Тем не менее некоторые критики говорили, что они создали «метапсихологию» на смену метафизике.
Фрейд первым высказал идею о неврозе как причине религиозности. Религия, по его мнению, была недостатком, тупиковым путём в истории человечества. В книге «Навязчивые действия и религиозные обряды» он писал, что боги в истории человечества уже несколько раз умирали или были убиты (в Израиле до Плена или в Греции), что не вызывало слишком больших волнений и не влекло за собой апокалиптических последствий. Позже Фрейд написал ещё несколько книг, где продолжил критиковать религию: «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Моисей и монотеизм». В них Фрейд, которому тогда уже исполнился 71 год, опровергал те истины, что провозглашает религия, и предсказывал постепенное снижение её влияния. В 1920-х г.г. психоанализ получил международное признание. Возможно, на его позицию повлияли и более личные вещи: в 1923 г. у Фрейда обнаружили доброкачественную опухоль во рту, лейкоплакию, которую связывали с курением. Но затем она переродилась в рак, о чём врач сначала не известил Фрейда, опасаясь, что тот совершит самоубийство. В конце 1920х г.г. Фрейд постоянно испытывал боль.
В начале книги «Будущее одной иллюзии» он рассматривает культурное и психологическое значение религии. По его словам, наиважнейшая задача культуры - защита человека перед лицом природы. Бог или боги древних людей выполняли одну и ту же триединую задачу: «они устраняли ужасы природы, помогали человеку примириться с жестокостью судьбы, особенно когда та проявлялась в смерти, и давали компенсацию за те страдания и невзгоды, которые были вызваны коллективной культурой, насильно навязанной человеку (...). Великим достижением стало бы, если бы люди честно признали бы, что религия, равно как и все порядки и институты общества, имеет чисто человеческое происхождение - и тогда люди поймут, что правила и законы не должны быть неподвижными, а это стало бы важным шагом вперёд». Фрейд и его последователи полагали, что вера в бога постепенно исчезнет из мира и что, если ранее утешения религии действовали («принимая коллективный невроз, человек избавляется от необходимости формировать у себя невроз индивидуального»), теперь пришло время заменить последствия вытеснения (которого требует культура) «результатами традиционной работы ума», или аналогом психоаналитического лечения для всего общества в целом. «Истина, - говорит он, - содержащаяся в религиозных доктринах, настолько испорчена, настолько систематически искажалась на протяжении веков, что бОльшая часть человечества уже больше не может верить в такую «истину».