Как остановить Колесо? Сансара и мокша

Sep 03, 2018 12:37




Иногда религиоведы шутят, что ответвлений индуизма в мире так же много, как и самих индуистов. Несмотря на то, что мнения индуистов расходятся по вопросу достижения религиозной цели, между ними всё же наблюдается единство по вопросам проблемы человека в мире и её решения. Эту экзистенциальную проблему представляет собой сансара, что буквально означает блуждание или течение; замкнутый круг, колесо жизни, смерти и перерождения. Мы рождаемя и умираем, а затем вновь рождаемся и снова умираем. То  же самое отнсится и к самому космосу, который тоже движется по бесконечному собственному циклу создания, разрушения и нового воссоздания.
Вера в реинкарнацию, по данным последних соц. опросов, быстрыми темпами растёт и на Западе: каждый четвёртый американец и европеец верит, что после смерти душа вселяется в другое тело. Но жители Запада обычно воспринимают реинкарнацию как некую награду, а не как наказание: "а вдруг в следующей жизни удастся купить крутую тачку, жениться на красотке и стать миллионером". Однако для индуистов реинкарнация - скорее беда, чем возможность, ведь этот мир полон слёз, и, если в нём и возможно обрести счастье, то оно будет непрочным и недолговечным, как и сам материальный мир-иллюзия. Даже небо подвержено воздействию непреложного закона сансары. - Оно тоже создано и будет уничтожено, как и живущие на нём божества. Следовательно, цель индуиста - не просто "спастись бегством" из этого мира, "остановить Колесо сансары", а прежде всего - духовное освобождение, избавление души от уз сансары и связанной с ними неудовлетворённости. Это наиболее близкий индуистский аналог христианского спасения души.
Но ставить знак равенства между мокшей и спасением некорректно, т.к. сама концепция спасения подразумевает спасение от греха, а индуисты не верят в грех, т.е. и не проявляют никакого желания спасаться от него. Если от чего-то и надо бежать, то не от греха, а от сансары. Мокша - не спасение, а бегство.
Индуисты понимают, что далеко не все сумеют достичь этой цели или даже стремиться к ней. Поэтому они признают существование 4х разных целей в жизни:
1) Кама, или чувственное удовольствие (как в древнем руководстве по сексу "Камасутре");
2) Артха, или богатство и власть;
3) Дхарма, или долг.
4) Мокша - высшая цель. Иногда мокшу называют союзом отдельно взятой души с личным божеством. Другие видят в ней более обезличенное слияние "Верховной Души" с невыразимой сущностью Божественного. Есть и те, кому мокша представляется местом. Вместо христианского Рая, они воображают раем либо обитель Вишну, Вайкунтху, либо дом Шивы, Кайлас.
Один из самых увлекательных диалогов в индуистской традиции посвящён достижению её религиозной цели. Каковы способы перемещения из сансары в мокшу? Веками ломая голову над этим вопросом, индуисты изобрели 3 совершенно разные йоги:
1) Карма-йога, или йога деятельности - была создана жрецами и описана в ритуальных текстах Вед. Поначалу применялась к ритуальным действиям и в особенности к приношению жертв на огне.
2) Джняна-йога, или учение о мудрости - результат труда странствующих мудрецов, записанный в философском трактате Упанишады.
3) Бхакти-йога, или учение о поклонении, в настоящее время является наиболее популярной формой индуизма. Согласно ей, ни жертвоприношения жрецов, ни философские познания не нужны для избавления от уз сансары. Достаточно любви, искренней преданности выбранному божеству.

Сегодня у многих жителей Запада индуизм ассоциируется с Апу, владельцем магазина "На скорую руку" (Kwik-T-Mart) из мультсериала "Симпсоны" - почитателем Ганеши и Шивы и, бесспорно, самым известным западному миру индуистом. Но классическим примером всё-таки остаётся святой или аскет, садху. В 19 веке отчёты миссионеров, судовые журналы капитанов и восточные сказки запечатлели в сознании западного человека образы безумных аскетов, разгуливающих босиком по раскалённым углям, немыслимым образом сгибающим свои изнурённые тела, раскачивающихся на железных крюках, впившихся в их спины. Но в 60-70х г.г. эту "холопскую", по выражению одного французского миссионера, расу, перестали поносить и начали превозносить. Когда контркультура променяла "материалистический Запад" на "духовный Восток", в Европе и Америке начался настоящий "бум Гуру" - например, таких, как Ошо,  Саи-Баба или основатель трансцендентальной медитации (ТМ) Махариши Махеш Йоги, которого многие представители поколения бэби-бума (не в последнюю очередь Beatles) считали идеальным противоядием от унылой жизни офисного трудяги в сером деловом костюме.
Сегодня один из шаблонных сюжетов карикатур в журнале New Yorker - встреча ищущих смысл жизни гостей с Запада и отшельника-индуиста. На одной из этих карикатур истощённый гуру, обитающий на вершине горы, отвечает им вопросом на вопрос о смысле жизни: "Если бы я знал смысл жизни, разве торчал бы я в этой пещере в одинх трусах?"
Этим образом индуистского святого, по-прежнему живым в фильмах, рекламе, книгах по индуизму (где акцент сделан на уникальном мистическом опыте избранных, доступным каждому) и тысячах ашрамов с "коммерческими Гуру" для богатых дурачков с Запада, ищущих просветления, - обусловлено распространённое представление об индуизме как трансцендентном пути самоотречения.
Вступив на этот путь, простые садху меняют карьеру и семью на жизнь, где есть место лишь медитации, йоге, целибату и аскетизму. Именно с садху и начинался индуизм более 2500 лет назад, - как традиция избранных аскетов, стремящихся разрешить проблему сансары посредством мудрости. Но современный индуизм далеко не так экзотичен - это распространённая вера обычных отцов. матерей и детей, стремящихся достичь мокши посредством простой Любви.

(По материалам из книги С. Протеро "Восемь религий, которые правят миром")

религии, индуизм

Previous post Next post
Up