Выбор духовного пути зависит от темперамента?

Aug 31, 2018 19:02




Задумывались ли вы когда-либо, что движет нашим выбором, нашими решениями и поступками? По большей части - это автоматизм, инерция реакций; реже - интуиция; совсем нечасто - осознанность. Духовные практики во всём мире призваны эту осознанность воспитывать и развивать. Если мы действуем осознанно, то выбираем всегда то, к чему "лежит душа". Но что отвечает за такую "склонность души"? - Похоже, наш выбор часто обусловлен нами самими, набором наших внутренних качеств.
Этот пост о том, что движет нами в выборе того или иного духовного пути. Человек по своей природе стремится к духовности, к чувству трансцендентности - единению с Божественным (какими бы словами мы это Божественное не называли - Бог, Будда, Аллах, Брахман..), - кто-то ради успокоения, кто-то ради реализации своего потенциала, ради помощи другим людям, ради поиска смысла жизни...В результате синтеза нескольких религиозных учений, трактатов по буддизму и проработки книги уникального учёного и духовного искателя с многолетним опытом М. Чумазова, можно выделить 6 основных духовных путей, 6 йог, и соотнести их с темпераментом, психотипом человека:
1) Путь ритуальной практики (единение с Божественным в Мире) - "врата усердия" у буддистов, садхана-бхакти -йога у индуистов, шариат у мусульман, пост (лат. pistis) у христиан. Основа данного духовного пути, данной йоги - методичное выполнение культов и ритуалов, вознесение молитв, пост, паломничество, слушание и чтение канонических текстов. Считается, что путь ритуальной практики является базовым аспектом духовной жизни. Люди преданного темперамента, обычные верующие, которые составляют подавляющее большинство в мире, - выбирают этот путь.

2) Путь веры (единение с Божественным в Любви) - "врата милосердия" или метта у буддистов, према-бхакти-йога у индуистов, ал-махабба у мусульман, "мистическая страсть" eros tes agapes - у христиан. Основа данной йоги - отчаянный поиск во внешнем мире идеала, скрытого в Душе. Люди романтического темперамента, лирики, обладающие склонностью к альтруизму, бескорыстной Любви, могут выбрать такой духовный путь.

3) Путь деяний (единение с Божественным в Силе) - "врата терпения" у буддистов, карма-йога у индуистов, тарикат у мусульман, у христиан - "духовное очищение доброделанием" praxis, отказ от материально-чувственной жизни katharsis, духовное бесстрастие apatheia. Основа данного вида духовного пути - контроль над желаниями и инстинктами, ограничение чувственных удовольствий. Люди активного темперамента, - подвижники, монахи, религиозные альтруисты, склонные к выполнению так называемых "кармических обязанностей" - обыденных повседневных дел, без какой-либо личной выгоды, - могут выбрать такой путь.

4) Путь созерцания (единение с Божественным в Сознании) - путь медитативной практики, раджа-йога у индуистов, "врата созерцания" у буддистов, моракебе у мусульман, "священное безмолвие" esihia у христиан. Основа данной йоги - контроль над мыслительным процессом, ментальными построениями ума. Люди магического темперамента, экспериментаторы, обладющие тонким эгоизмом, независимостью, склонностью к самоутверждению, обретению сиддхи, - могут выбрать подобный духовный путь.

5) Путь познания (единение с Божественным в Истине) - "врата обетов" у буддистов, джнана-йога у индуистов, фекр у мусульман, размышление gnosis и непосредственное видение theoria у христиан. Основа данной йоги - мистическая трансформация религиозных познаний, глубокой посвящённости в сакральное, абстрактно-философских выкладок - в непосредственное переживание трансцендентного, Божественнного в себе. Люди рационального темперамента, интеллектуалы, обладающие ярко выраженным индивидуальным мышлением и склонностью к философствованию и отвлечённым рассуждениям, - могут выбрать для себя подобный путь.

6) Путь просветления (единение с Божественным в полном "растворении" Эго и трансценденции) - это духовные пути для "продвинутых" искателей, уже подготовленных к Знанию и полному Переживанию Бога в себе. Это - супраментальная йога у индуистов, хакикат у мусульман, "обОжение" theosis у христиан. Основа данной йоги - духовное озарение, великое служение и поиск смысла существования человека. Цель духовных практик - интуитивное озарение, сатори, - его невозможно ни постичь умом, ни выразить словами. Мистики, люди универсального темперамента, - интеллектуалы, аскеты, лирики и маги в одном лице - могут выбрать этот путь.
"Мистики не отбрасывают всё мирское, однако и не гонятся самозабвенно за ним. Они не стремятся избавиться от обычных человечкеских желаний, но усмиряют те инстинкты, которые противоречат здравому смыслу. Они действуют с осознанностью ежесекундно. Точкой же сосредоточения, предметом постоянного созерцания и восхищения для них является Бог" (Суфий Аль-Газали).

А какой тип духовного темперамента у Вас? Какие духовные практики близки Вам? Напишите в комментариях..

медитация, христианство, религии, индуизм, буддизм

Previous post Next post
Up