Эволюция богов

Aug 24, 2018 14:29




У религии длинная и богатая история, а ее универсальность в разных культурах говорит о том, что религия, как и все другие манеры поведения людей, тоже эволюционирует. В книге The Faith Instict Николас Уейд подробно описывает историю эволюционирования религии, начиная примерно с периода в 50.000 лет назад. В книге религия рассматривается с самого ее зарождения, с описания основных моральные инстинктов нечеловекообразных приматов, которые в свое время повлияли на развитие наших способностей к музыке и танцам.
На самом деле, в свое время религия помогла найти самое лучшее решение двум основным вопросам ранних обществ: отсутствие закона в группах и война с врагами. Именно религия мотивировала эти общества к тому, чтобы ставить интересы общества выше своих собственных, что иногда означало даже отдать собственную жизнь за лучшее будущее своей группы. Именно так обеспечивалось выживание целых групп, хоть и приходилось приносить в жертву отдельных особей.
Поначалу у людей было множество богов. Разных. Один даровал пищу, другой дождь, был бог охоты, ветра, моря, леса, войны и так далее. Поначалу у них не было даже имен, а лишь функции. Постепенно они группировались и сокращались в количестве. Например, боги ветра, леса и дождя становились богом природы и у них начали появляться имена. И чем дальше, тем больше объединялись функции и тем меньше становилось богов, пока они не сократились до двух: бог зла и бог добра. Краткая цепь этой эволюции выглядит так: многобожие, которое перешло в несколькобожие, которое в свою очередь перешло в двубожие, а затем в единобожие, но еще не до конца, потому что образ бога зла все еще сохранился в главном противнике Единого Бога - Сатане. Следующим пунктом, по идее, будет безбожие.
Означает ли это, что религии вымрут? Вряд ли. Скорее всего, в будущем религия будет служить только общественным функциям. В ней уже не будет устаревших представлений о сверхъестественном, всякого рода устрашений и туманных обещаний. Но, на сегодняшний день, это все лишь предположения, потому что даже сегодня, когда наука изучила и нашла объяснение многим природным явлениям, которые когда-то стали причиной возникновения верований, некоторые явления всё еще заставляют многих задуматься об их сверхъестественном происхождении. И всегда есть те, кто относит необъяснимые факты к сверхъестественному, и те, кто ищет этому разумное объяснение...

Гениальный писатель Фридрих Дюрренматт очень, на мой взгляд, близко подобрался к тем древним временам, когда человечество делало свои первые шаги. Далее цитата из его книги "Лабиринты":
"Древние боги отражают способ мышления людей, которые их измыслили. Камень, который человек ставит стоймя и обливает кровью, - не знак, символ бога, - это и есть бог. Столб, который человек втыкает в землю и украшает цветами и плодами, не напоминание о богине - это и есть богиня. Человек ставит ограду вокруг камня или столба, укладывает на нее жерди - появляются первые храмы, в которых живут боги.
Человек с мучительным трудом обрабатывает камень, и на камне возникают очертания, угадывается лицо, человек строгает столб, тот начинает отдаленно напоминать женскую фигуру, человек создает богов по своему образу. Вокруг жилища богов вырастает первый город, и появляется первый правитель города. Если вождь племени правил как наместник древнего племенного бога, бога-отца, повелевавшего другими богами и богинями, и был ядром целой кометы богов, то городской правитель становится смертным божеством: замазанный кровью своих врагов, он надутым лоснящимся болваном сидит на троне, сложенном из черепов убитых супостатов. Он заранее позаботился - на тот свет уже отправлены слуги для исполнения его приказаний, когда он умрет, в жертву будут принесены еще сотни людей, дабы и на том свете правитель мог распоряжаться их душами.
Покорные этому смертному богу, идущие ради него воевать, причастны к его божественности. Человек, который уже не боится зверей, теперь может не бояться и смерти; если он верит в богов, он смерть приемлет, а если он герой, он смерть презирает. Человек должен бояться бессмертных богов и смертного бога.
Приказы смертного бога - это повеления богов, а боги повелевают при посредничестве жрецов и жриц и от имени правителя; кто против него, тот против божественных заповедей. Опора правителя - жречество, опора жречества - правитель, вместе они образуют оборонительный вал, за которым потусторонний мир, там подстерегают боги и призраки, там царит древний страх небытия.
Возникают все новые города, все новые правители, мозг выдумывает имена и названия, и, раз такое дело, человек изобретает письменность. Имена эти известны, как мы думаем, с глубокой древности, от них словно веет чем-то странным, чужим. Это названия городов: Ур, Урук, Лагаш, Элам; имена правителей: Урукагина, Лугальзагеси, Ур-Намму, Нарам-Суэн, Утухенгаль, Сумуабун, наконец, Хаммурапи. Мозг принимается сочинять всемирную историю. А так как это человеческий мозг, который выдумали мы сами, то сочиняет он нашу всемирную историю - кровавую, случайную, разумную или бессмысленную, это уж зависит от оценки, а она всегда субъективна. Еще бы. Миллионы лет Высший Разум играет со всеми возможностями, какие есть в его распоряжении.
Всё идёт циклично: бгои и религии возникают и умирают, то же происходит с цивилизациями; те же империи поднимаются и разваливаются, все те же «горячие» и «холодные» войны, те же катастрофы, землетрясения, извержения вулканов, падения и взрывы гигантских самолетов, разливы нефти при крушении танкеров, миллионы жертв на дорогах, все то же развитие экономики, с инфляцией и кризисами, с эксплуатацией и экспансией. Все повторяется. Все те же революции и бунты побеждают и сгорают, окончившись ничем, те же религии и те же идеологии проповедуются, утверждаются, разъедаются коррупцией, отмирают, совершенствуются.. Это суть мироздания - постоянное циклическое движение "жизнь - смерть", постоянные метаморфозы, проигрывание бесчисленного количества вариантов развития событий, и поиск новых..." (Фридрих Дюрренматт, "Лабиринты")

смерть богов, лабиринты ума, как возникают боги, религии

Previous post Next post
Up