Об архетипах - понятным языком. Архетипические сюжеты в жизни каждого

Aug 03, 2018 20:12




Проблема современных, как правило,  "кабинетно-кушетковых" методик психотерапии, по моему мнению, состоит в том, что психотерапевт зачастую заинтересован не лечить, а наблюдать состояние пациента, поддерживая его более менее стабильным. Не буду говорить о моменте, связанном с банальной выкачкой денег ""целителями души", но примеры некоторых моих знакомых, обеспеченных в достаточной мере для того, чтобы ходить к психологу "чисто поболтать" (в средние века эту роль брали на себя исповедники), показывают, что длительность терапии зависит напрямую от платежеспособности пациента.
Похожая ситуация происходит и с теоретической базой. - Психотерапевты сознательно, на протяжении более чем  100 лет существования науки о психике, воздвигают лабиринты из непонятной терминологии, разобрать которую способны только они сами и "члены клуба". Поэтому попытки узнать что-либо внятное о той или иной методике психотерапии оборачиваются для обычного человека ничем.  В предыдущем и данном посте пробую рассказать понятным языком чуть побольше об одной из практик психотерапии, восходящей к древним временам истории человечества, когда мифы-архетипы только зарождались, а боги политеизма только набирали силу.
Считаю также, что будущее за теми практиками психотерапии, которые ориентированы лечить причину, а не следствие (как мы можем наблюдать в современной традиционной медицине), и восходят к самым истокам подсознания человека. Там и нужно, по моему мнению, искать причины таких зачастую неизлечимых заболеваний, как шизофрения, наркомания, обсессивно-компульсивные синдромы и т.д.
Одной из таких методик, несомненно, является архетипотерапия - направление в рамках архетипической психологии. Её основатель - Дж. Хиллман, ученик К. Г. Юнга, превзошёл своего учителя, реформировав и дополнив учение Юнга об архетипах, коллективном бессознательном и синхронизмах.
О проживании архетипа Тени в жизни каждого человека уже рассказывала в предыдущем посте ("Почему и как каждый человек проживает архетипы Юнга в своей жизни?": https://lana-artifex.livejournal.com/83013.html). Теперь подробнее о других архетипах - базовых, первичных сюжетах, описанных в мифах, сказках, классических произведениях мировой литературы. Эти базовые сценарии жизни проходит каждый из нас, - в какие-то моменты жизни человек ведёт себя как Иван-Дурак из сказки: проживая яркие приключения, оказываясь рано или поздно перед выбором: или "коня потерять", или "судьбу найти"...


Архетипы Анимы и Анимуса - это, простыми словами, представление о себе как о мужчине или женщине. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) маскулинное (мужское) содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своём бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина.
Каждый мужчина несёт в себе вечный образ женщины - не той или иной определённой женщины, а образ женщины как таковой. Этот образ - "отпечаток" или архетип всего родового опыта женственности, сокровищницы всех впечатлений, когда либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен, он всегда также бессознательно проецируется на любую женщину и является одним из главных оснований привлечения и "отталкивания".
Анима и Анимус - наиболее древние архетипы, они ориентированы к глубокому бессознательному, и оказывают большое влияние на поведение человека.
В психологии считается, что пока человек не сгармонизирует эти 2 начала в себе - мужское и женское, Анимуса и Аниму, - он будет находиться в постоянном разладе с самим собой и с окружающими. Поиски "своей половины" на стороне будут нескончаемыми. И цепочка: Брак - Развод - Очередной брак - Очередной развод.. - это обычная канва повествования для каждого, кто не находит "общего языка" для своих анимы и анимуса.

(Продолжение в следющем посте)

Юнг, архетипическая психология, подмены, архетипы

Previous post Next post
Up