- Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? - спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
- Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
- Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
- Почему несчастен? - улыбнулся Иван Федорович.
- Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)
У Достоевского в «Братьях Карамазовых» Ивин Карамазов произносит такие слова: «Бога я принимаю, а мира божьего не принимаю».
«Если Бога нет, всё позволено» («Если Бога нет, всё дозволено») - ещё одно крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому. Представляет собой также краткое изложение взглядов Ивана Карамазова:
…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…
Тем самым, отвергая церковь и её монопольное право на управление душой человека, Достоевский оказывается прогрессивнейшим мыслителем, один в один следующий главным постулатам философии экзистенциализма:
Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то всё дозволено». Это - исходный пункт экзистенциализма (Жан-Поль Сартр, «Экзистенциализм - это гуманизм»)
Достоевский опередил своё время, за несколько лет до самого Ницше поняв, что не только Бог - умер, но и церковь - симулякр-иллюзия, не более, чем инструмент управления.
В философии постмодернизма симулякр - это копия с несуществующего или непоправимо утерянного оригинала. Хотим мы или нет, но пора взглянуть правде в глаза и признать, что «оригинал» в данном случае был утерян безвозвратно: в первый раз - после Никейского Собора в 325 г. н. э. , когда была выбрана только единая, «канонияеская» версия христианства и евангелий, а все остальные евангелия учеников Христа стали апокрифическими, равно как и ответвления христиантства стали ересями.
И во второй раз, окончательно, превращение церкви в симулякр произошло в конце 19 в. Тому предшествовало два ведущих обстоятельства:
1) Социальное: фаза расцвета капитализма, обнищание дворянства и предреволюционные настроения.
2) Развитие науки - прогресс физики, возникновение теории атома, теории Дарвина, психоанализ Фрейда и философия Ницше.
Оба этих обстоятельства привели к появлению трещины в массовом религиозном мировосприятии. И, по мнению многих философов, это позитивный момент, т.к. на руинах массового религиозного сознания формируется индивидуальное сознание отдельных, ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ, формируются Личности с большой буквы, Революционеры, перекраивающие модели восприятия, творящие историю и эволюцию.