Возвращаясь к философии постмодернизма и одному из её флагманов - книге Ж. Бодрийяра «симулякры и симуляции», вдохновившей братьев Вачовски (ныне - сестёр Вачовски))) на создание культовой трилогии «Матрица». В конце 20 столетия в философской мысли произошёл очередной фундаментальный переворот: это, на мой взгляд, работа по постмодернистской философии Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения», которая на корню расшатывает самый фундамент современного «общества потребления». Кратко о сути этой философской работы:
Мы все живём в обществе потребления, скрытая идеология которого проникает в мозги ещё глубже, чем идеологии тоталитарных обществ из прошлого. Всё превращается в предмет потребления: любовь, дружба, здоровье..Даже «срок жизни»: как его можно растянуть? - Внося свой вклад в дальнейшее обогащение монструозных фармацевтических компаний, торговых сетей, индустрии платной медицины, а также другой индустрии, состоящей из разного рода гуру-шарлатанов (от гомеопатии, психотерапии, «восточных практик», носителей «мистических откровений», ченнелинга и тд), или вампирам-паразитам от политики, которые любят проталкивать популистские программы, типа «здоровая нация». То есть, процветает иллюзия, что здоровье и длинную жизнь можно купить (точнее, потребляется просто этот образ-симулякр). Купить либо банально за деньги, либо как бы отдав своё независимое мышление в обмен за присоединение к какой-нибудь секте, ну или к самой большой секте - государству («оно о нас позаботится»). И тут также неявно проталкивается дискриминационн0-расистская идеология, которая выражена в известном рекламном слогане «хорошая больница - для хороших людей». Кто в этом обществе удостаивается ярлыка «хороший человек», расшифровывать не имеет смысла. Но вдохновители таких слоганов не понимают, что ни здоровье, ни длинную жизнь, ни, тем более, счастье, нельзя купить -потребить-приобрести. Здоровье, срок жизни, счастье - все эти понятия стали уже просто ярлыком-кодом, они играют роль социальных различий (такую роль ранее играли «кровь», «род», «сословие»). Люди живут в мире симулякров-иллюзий, в своего рода Матрице. Появился потребительский рай - «счастье» сейчас тоже потребляют. (Как синоним счастья нам предлагают айфоны, престижные дома, йогурты и тп).
Зачем человеку нужна длинная жизнь (которую, якобы, можно купить, потребить) - да чтобы он больше успел потребить. То есть, определённый социальный порядок просто воспроизводит сам себя, как бы самоклонируясь, разрастаясь как опухоль, а человек просто низведен до состояния винтика-клеточки этой системы. Ситуация очень напоминает фильм «Матрица», не правда ли?)
(Продолжение в следующем посте)