Нам часто приходится сталкиваться с утверждением, что чем больше информации, тем лучше: мол, много - не мало, и это хорошо. Хорошо-то хорошо, но те, кто так говорит, совершенно не понимают механики работы нашего мозга.
Как делать вывод, не видя ситуацию в целом? - Например, много кислорода - это хорошо или плохо? А много воды - плохо или хорошо? Или калорий, например? Ведь вроде бы полезные штуки, правда?
Избыток кислорода приводит к поражению тканей организма и смерти. Избыток воды - к нарушению функции почек, отёкам и сердечной недостаточности (не говоря уже о наводнениях и утопленниках). А что с людьми делают избыточные калории - вы и сами, полагаю, знаете. Да, и от них тоже умирают.
В общем, если нам кажется, что нечто хорошо, это ещё не значит, что оно хорошо в таких количествах. Так и с информацией - наш мозг подготовлен природой к определённым объёмам потребления информации. Эволюция не готовила его к гиперинформационной среде.
На самом деле происходит вот что: наш мозг действует по принципу экономии, поэтому сталкиваясь с двумя задачами, он, естественно, выбирает ту, что проще.
Для начала давайте поймём, как это работает: вы можете прочитать толстую и сложную книгу, где «много букв», а можете посмотреть весёлые картинки в Instagram или VK. Что выберет ваш мозг? - Конечно, весёлые картинки. А сколько там таких картинок? Бесконечное множество. И всё, залипли.
Теперь разберёмся в том, как на это реагирует «внешний контур» - то есть окружающая нас среда.
Не секрет, что все производители медийного контента - хоть телевизионного, хоть ю-тубного - находятся в бесконечной и беспощадной конкуренции друг с другом за рейтинги и количество просмотров.
И вот эти производители видят, как интерес аудитории неумолимо склоняется к простым темам и примитивному юмору, к коротким и бессмысленным формам. Что происходит дальше?
Производители вступают в гонку за примитивизацию контента. У них теперь соревнование - кто сделает проще, глупее, дурнее и ярче? Кто сделает, тот и получит основной кусок общего рекламного пирога. А поскольку деньги там крутятся большие, побороться есть за что. И борются, не покладая рук.
Поскольку общий уровень контента снижается (а это подтверждённая статистика), то даже интеллектуальный, казалось бы, продукт на самом деле обесценивается и становится менее интеллектуальным. Лишь на общем фоне, где царствует абсолютный примитив, он кажется чем-то особенным. Но это вовсе не значит, что он действительно сохраняет прежнюю сложность.
Контент - это системообразующий фактор, это то, что формирует нас (хотим мы этого или нет - вы то, что вы знаете). Если сложного контента всё меньше, а потреблять его всё сложнее из-за бесконечного числа отвлекающих факторов, то скоро уже не будет и сложного человека.
Царство примитива - это уже новая реальность. Достаточно посмотреть несколько роликов в Tik Toke и на звёзд этих приложений (кстати говоря, зарабатывающих немыслимые деньги), и сразу всё становится очевидно.
Click to view
Кто-то скажет, что ничего плохого в бесконечном потреблении примитивной информации нет, а «тик-токеры» - люди, на самом деле обладающие «развитым эмоциональным интеллектом», и именно по этой причине они заслуженно гребут деньги лопатой зарабатывают себе на хорошую жизнь.
Интеллект - это сложносочинённое понятие. Это способность мозга в результате обучения и систематических тренировок собирать сложные объекты из более простых, и в результате получать положительный эмоциональный отклик - впечатление. Посмотрите интервью Собчак со звездой Тиктока, - кто такой Сталин и кто мэр города, в котором он проживает, - у него на этот счёт нет никаких версий.
Кроме того, правда в том - и это доказано во множестве научных экспериментов, - что наше сознание не мультизадачно. Поэтому вы или потребляете информацию, или думаете: или одно - или другое; вы не можете делать то и другое вместе. О нейрофизиологических механизмах этого явления мы будем говорить чуть позже, а пока - приведу такой научный факт.
Если же вы всё время потребляете информацию, то когда вам думать?.. Ответ очевиден - вам некогда. И с интеллектуальной функцией мозга происходит примерно то же самое, что с телом космонавта, который многие месяцы находился в невесомости: мышцы атрофируются, и ему требуется помощь экзоскелета.
Впрочем, именно подобный экзоскелет для мозга современные технологии нам как раз и предлагают. И правда: человеку всё меньше и меньше нужно о чём-то задумываться. В любой ситуации у нас под рукой есть мобильный телефон, и скоро этого будет абсолютно достаточно для решения вообще любой сиюминутной проблемы, с которой вы только можете столкнуться.
Вы не только всегда можете себя развлечь с помощью телефона, но и знаете, например, как вам куда-то попасть - спасибо картам, навигаторам, рекомендательным сервисам, приложениям, в которых указаны все возможные пункты назначения. А если что-то пойдёт не так, вы всегда можете обратиться к какому-то другому сервису и всё уточнить.
До появления информационного экзоскелета у человека в мозге происходил процесс постоянного и полноценного обдумывания - прогнозирования будущего, причём в деталях.
С одной стороны, это и неплохо - зачем всякую ерунду запоминать? Но, с другой стороны, мозг больше не нуждается в том, чтобы заглядывать в будущее. Он больше не строит модели будущего, он не видит нас в нём.
Поэтому не удивляйтесь, если не знаете, чего «хотите на самом деле» и что для вас «по-настоящему важно». Конечно, как тут захотеть чего-то в будущем, если самого этого будущего в нашей голове толком нет? Не простраивается, не рисуется… Зато у нашего мозга есть теперь цифровой экзоскелет.
Оплата любого рода услуг - такси, покупка цветов или пиццы, бесконечный шопинг в интернет-магазинах и на интернет-барахолках - всё это на раз-два. Мобильные приложения позволяют вызвать курьера или сексуального партнёра, найти человека, который погуляет с собакой, посидит с ребёнком, обучит его иностранному языку и заодно уберётся в доме. Там же - в интернете - вы найдёте книги, игры, фильмы, сериалы и т. д.
Раньше всё это нужно было искать в действительной реальности - в пространстве и времени. Вы должны были знать о том, что вам нужно, на своём опыте, держать это в голове, иметь огромную и чрезвычайно сложную карту реальной жизни (с местами, людьми, предметами, возможными сложностями, договорённостями и т. д.). Сейчас ничего этого больше не нужно - достаточно нескольких кликов.
Конечно, эта цифровизация невероятно упрощает нашу жизнь! 1000 %! Впрочем, она упрощает жизнь не столько нам, сколько нашему мозгу. А это, в свою очередь, упрощает сам наш мозг.
Когда человек, прикладывая усилия, запоминает что-то, что ему потом будет нужно, в процессе этого его мозг учится таким образом строить сложный интеллектуальный объект: некую структуру, которая состоит из множества элементов.
Он эту структуру складывает, прокручивает, тренирует тем самым свои внутренние связи и развивает специфические отделы коры головного мозга. Впоследствии вы сможете использовать эту его способность к сборке сложных интеллектуальных объектов при решении других задач. В этом, как упоминалось ранее, и состоит суть интеллекта.
Правда в том, что если наш мозг не тренировать - и именно в таких мелочах, - то он не решит ни одной сложной задачи. Олимпийские чемпионы не начинали с веса штанги в двести килограммов, с двухметровой высоты планки для прыжка, с тройных тулупов. Сначала они учились держать гриф штанги, прыгать через лужу и просто держаться на коньках.
Не следует думать, что мозг работает иначе. Это тренируемый орган, нуждающийся в серьёзном и постоянном обучении. Если спортсмен забрасывает свои тренировки, он теряет форму. Впрочем, то, что он потерял физическую форму, легко засвидетельствовать - проверьте его.
А что, если за него на соревнованиях выступит андроид-двойник? Как вы об этом узнаете? - Никак. Именно это и происходит с нашей интеллектуальной функцией, которая обзавелась теперь тем самым цифровым двойником. И как теперь понять, что мы потеряли интеллектуальную форму?
Откажитесь на несколько дней от интернета, банковских карточек, гаджетов и прочей техники с электронной начинкой - и вы узнаете, на какую жизнь способен теперь ваш мозг. - Результат будет немного шокирующим. Скорее всего, вы не сможете даже связаться со своими близкими и друзьями, потому что банально не знаете номеров их телефонов.
Возможно, у вашего мозга был неплохой образовательный опыт в детстве и юности - в доцифровую эпоху. Но не думайте, что этого интеллектуального запаса вам хватит на всю жизнь: во-первых, чем взрослее вы становитесь, тем вашему мозгу сложнее создавать новые связи, а, во-вторых, если кто-то или что-то позволит ему расслабиться, поверьте - он сделает это «с оттягом»...
(Окончание см. в след. посте)