Жизнь в Мифе (2)

Jan 13, 2021 15:45





Тезисно по основным идеям книги - то, что понравилось или зацепило. Автор очень глубоко копает, читать нелегко, понятно не всё. Именно поэтому хочется ещё раз проанализировать и вникнуть.

1. Человек архаического (первобытного) общества ощущает себя неразрывно связанным с Космосом и космическими ритмами, в то время как современный человек - с Историей. В архаическом обществе тоже есть некая "форма истории", но преобладает ощущения себя частью Космоса = Природы = Божества. В то время как современное общество включено в необратимую цепь исторических событий, хотя частично в нём присутствует и архаическое восприятие. Независимо от того, о каком обществе идёт речь, время можно подразделить на сакральное (в разных традициях: Время Оно, Мифическое Время, Время до Времени, Время Сновидений, Время до Падения, Потерянный Рай и т.п.) и профанное (обыденное) время. Сакральное время как раз и связано с природными, космическими ритмами, а обыденное - с историей. И так как космические ритмы цикличны и обратимы (сакральное время), а история - линейна и необратима (обыденное время), можно сказать, что в сознании человека архаического общества в целом цикличность времени стоит на первом месте. Для современного человека - наоборот. История очень несовершенна: установить истинность почти любой истории как исторического факта даже тогда, когда она достоверна - одна из самых трудных задач и порой даже задача неразрешимая. А истинный смысл всегда выше истории.

2. Обыкновенные люди также имеют возможность соприкосновения с сакральным временем, с помощью ритуалов. Непреложная ценность мифа в архаических обществах постоянно подтверждалась ритуальными действиями. Постоянное восстановление в памяти и реактуализация первоначальных событий помогали человеку первобытного общества различать и удерживать в памяти реальность, «вспоминать заново», «собирать» свой мир, в котором он сможет выжить. В терминах Кастанеды, ритуалы - это постоянная техника перепросмотра - мощная практика для высвобождения и наращивания потенциала и жизненной силы.

Всё существование человека ориентировано на Правремя, на стремление восстановить с ним связь, замкнуть цепь. «Тоска по потерянному раю» приводит к потребности в периодическом возрождении времени. Потребность эта вызвана стремлением архаического человека удержать мир «в одном и том же рассветном мгновении начал». Выйти на уровень мифического времени с помощью сакрального опыта в принципе хотя бы раз в жизни может каждый, но чаще это умение доступно шаманам. Именно в сакральном опыте, во встрече со сверхчеловеческой реальностью у человека возникает мысль об истинном существовании чего-то, неких абсолютных ценностей, способных направлять человека и придавать смысл его существованию. Только благодаря сакральному опыту появляются на свет понятия реальность, истина, смысл.

3. Элиаде приводит некую общую характеристику «изначальной райской эпохи». - «В те дни люди не знали смерти, они понимали язык животных и жили с ними в мире; не трудились и находили обильную пищу в пределах досягаемости. Вследствие некоторого мифического события «райский период» завершился и человечество стало таким, каким мы его знаем сейчас». Однако связь с Небом не была утрачена окончательно: с помощью специальных средств в определённые моменты времени возможен возврат ко времени изначальности. Элиаде выделяет 3 вида таких «элементов», выявленных при изучении различных культур:

- Элементы, реальность  которых воспроизводится за счет повторения, имитации небесного (сакрального) архетипа;

- Элементы - города, храмы, дома, чья реальность является составной частью символики надземного центра, который уподобляет их себе и преображает в «центры мира»; Т.е. нечто наличествующее в Земном мире не может не иметь своего прототипа в Небесном (Вспомним «Хроники Амбера». По словам самого Р. Желязны: «Амберский цикл - своего рода комментарий к моим размышлениям о природе реальности и к восприятию этой реальности людьми`. В известной мере Амберский цикл предвосхитил идею, которая обрела статус культовой с выходом фильма `Матрица` братьев Вачовски: Земля - не более чем иллюзия (Тень) некоей высшей, истинной реальности»).

- значимые мирские действия и ритуалы, в которые включен смысл, им предаваемый, лишь потому, что они преднамеренно повторяют действия, совершаемые от основания богами, героями или предками (некий универсальный архетипический сюжет). Ритуал - это закрепление намерения на материальном уровне.

4. Можно задать вопрос: исчезнет ли когда-нибудь это желание выйти за пределы собственного времени, исторического и личного, и погрузиться во время «чужое», экстатическое или воображаемое. Пока существует это желание, можно сказать, что у современного человека хотя бы в какой-то мере присутствуют рудименты «мифологического поведения». Черты такого мифологического поведения обнаруживаются также в желании чувствовать с той же силой, с какой мы пережили нечто в первый раз, в желании восстановить далёкое прошлое, блаженное время «первоначал».

5. «Выход за пределы Времени», осуществляемый благодаря чтению - в особенности чтению романов, - есть то, что больше всего сближает функции литературы и мифологии. А подражание сверхчеловеческому примеру, повторение образцов сценария, прорыв земного (линейного, обыденного) времени в Великое Циклическое Время - всё это черты «мифологического поведения», т.е. поведения человека первобытных сообществ, для которых миф был самим источником существования.

5. Настоящее сопротивление раннему христианству оказали мистериальные, гностические религии, так называемые «сотериологические системы», которые преследовали индивидуальное спасение и презирали или игнорировали формы гражданской религии, и особенно живые народные религии и мифологии Римской империи. Но так как эти народы в эпоху язычества не имели письменности и не оставили книг, то об их религии и мифологии мы никогда не узнаем. А ведь была довольно стойкая и жизнеспособная религия и мифология, в течение 10 столетий она оказывала сопротивление раннему христианству и многочисленным нападкам со стороны церковных властей. Она обладала космической структурой, и Церковь в конце концов частично приняла и ассимилировала её.

Более подробно и развёрнуто по теме см. статьи:

https://lana-artifex.livejournal.com/80079.html ("Как миф помогает понять суть времени?")

https://lana-artifex.livejournal.com/80296.html ("Возвращение к истокам времени")

https://lana-artifex.livejournal.com/83983.html ("Восстановить прошлое: практики воспоминания и перепросмотра в разных духовных учениях (продолжение)"

https://lana-artifex.livejournal.com/80904.html ("Возвращение к истокам. Сакральное и линейное время")

https://lana-artifex.livejournal.com/123968.html ("Имажинеры. Воображение творит мир")

хроники Амбера, смерть богов, грехопадение, христианство, техника перепросмотра, Единое квантовое поле, потерянный рай, жизнь в Матрице, Мирча Элиаде, архетипы, мифологическое сознание, архетипическая психология, шаманизм, единое информационное поле, ритуалы, гностики, время, смерть

Previous post Next post
Up