Смотреть глазами ребёнка

Sep 02, 2019 13:29





Грань между здоровьем и болезнью очень тонка и всегда условна. Если люди действительно яркие, то очень часто в этой яркости присутствует компонент странноватости и неожиданности для окружающих. Результат многовековых споров таков: между психопатологическим и гениальным связь всё-таки есть. Несомненно то, что гениальными становятся люди с определённым типом психики. У них появляются сверхценные для эволюции идеи и навязчивые вдохновения, которые и способствуют творчеству.

В чём же ключ к природе гениальности? Если бы у вас был в руках самый точный электронный микроскоп, вы всё равно не смогли бы с его помощью провести линии водораздела между мозгом гения и мозгом другого человека. Этот ключ лежит в природе творческого мышления, в самом уникальном по своей сути механизме творчества, благодаря которому гений выделяет такие признаки мира, которые другой человек не способен увидеть.

Классик современной психологии А. Р. Лурия в своей работе, посвящённой одарённым детям, рассматривает условия, при которых ребёнок может стать гениальным. То есть, если существует мотивация к познанию,  творчеству и если она является для человека сверхмотивацией, то так или иначе она может пробудить задатки, которые превратятся в способности - основу разных форм одарённости.



Почему Моцарт уже в 3 года играл на скрипке и клавесине, Шопен в 8 лет давал первые концерты? - Среди маленьких детей много одарённых, тех, кого мы называем вундеркиндами, но, тем не менее, вырастая, лишь единицы становятся гениями и получают признание.

Очень часто такие генетические задатки в детстве даются всем, но ребёнок не может их как-либо проявить, а потому, будучи невостребованными в жизни, эти возможности «схлопываются». В период полового созревания человек главным образом должен усвоить моральные стандарты: можно, нельзя, почему. И тогда его креативные возможности - мыслить, нестандартно видеть реальность, что-то изобретать - в какой-то степени сужаются.



Шестилетнего мальчика спрашивают: кто такой учёный? Он мгновенно отвечает: это расширитель проблем. Следующий вопрос: кто такой зритель? Мгновенный ответ: это тот, кто сидит и завидует. С точки зрения взрослого это нестандартные решения, с точки зрения ребёнка - нормальные и естественные, потому что нет цензуры и знания условностей. Взрослые живут в условном мире, дети - в безусловном. Глаза ребёнка открыты, внутренний цензор не работает. Потом ребёнок вырастает, его внутренний голос перестаёт быть слышимым ему самому, - он затёрт взрослыми голосами и родительскими нормами. То есть ребёнок - один из персонажей, живущих внутри каждого гения.



безумие и гениальность, эволюция и знание

Previous post Next post
Up