Любой толковый словарь расскажет вам, что человек, обладающий высшей степенью творческой одарённости - гений. Однако изначально понятие «гений» происходит от латинского genius, что значит «дух», т.е. сверхъестественное существо, находящееся между богами и человеком.
Почему же видят связь между гениальностью и безумием? - Во-первых, люди защищаются от мысли, что есть кто-то, кто превосходит их по своему интеллектуальному, художественному и прочему потенциалу. Вторая причина заключается в желании людей понять: как такое возможно, как до этого можно додуматься, как можно так написать картину? И, поскольку люди склонны интерпретировать через себя, в попытках понять других людей, а тут никакого понимания не наступает, то, естественно, возникает идея, что, наверное, всё это связано с какими-то отклонениями от нормы.
Известный немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер в своих исследованиях выделил так называемые признаки среднестатистического гения. - Это человек психопатичный или невротичный, со сверхчувствительными нервами, раздражительный, обидчивый, капризный, с бурными аффективными реакциями и частыми перепадами настроения, у него практически отсутствует способность к приспособлению.
Вы можете спросить: а в чём, собственно, проблема?Ведь всё так просто? Взять гениальных людей, проверить, были ли они здоровы, больны или безумны, и весь этот загадочный узел сразу распутается.
В современной психологии существует несколько направлений, которые пытаются разгадать природу гениальности. Одно из них - гештальт-психология. Классики гештальт-психологии - Макс Вертгеймер и Карл Дункер - разрабатывали психологию продуктивного мышления. Они говорят нам, что за гениальностью стоит так называемое «преодоление феномена функциональной установки, функциональной фиксированности». Что это такое? - Это инерция, ригидность нашего мышления. Как только Коперник переструктурировал ситуацию, он оказался не в мире Птолемея, а в мире Коперника - вот яркий пример выхода за рамки стереотипов, навязанных программ мышления, фиксированных установок-импринтов.
«Все таланты близки к безумию», - гласит итальянская пословица. Может быть, именно она натолкнула Чезаре Ломброзо, известного учёного 19 века, который, кстати, страдал эпилепсией, провести анализ творчества и жизни гениальных людей. Написанная им книга «Гениальность и помешательство» до сих пор считается классической работой.
Ломброзо утверждал, что гениальность есть ни что иное, как продолжение странностей и даже аномальностей человеческой природы, что что нередко завершается в итоге помешательством. Гениальность и безумие - он настойчиво пытается сблизить эти понятия.
Ломброзо даже составил список душевнобольных гениев, в котором были имена Руссо, Сократа, Свифта, Наполеона, Шумана, Петра І. И это далеко не полный список. Он указал на особенности психики гениальных людей: повышенную чувствительность, раздражительность, доходящую до болезни, внутреннее беспокойство и т.д.
Он пришёл к закономерному выводу, что гениальность и безумие очень тесно связаны, в том числе, проследив это на примерах великих художников: Ван Гога, покончившего с собой после лечения в психиатрической больнице, Гойи, который в состоянии депрессии рисовал чёрные картины...Ломброзо не сомневался, что это всё явления одного круга, что гениальность - это недалеко зашедшее помешательство, а помешательство - это далеко зашедшая гениальность..
Тем не менее, учение Ломброзо во многом наивно. Оно не случайно подверглось резкой критике, дав повод целому ряду исследователей утверждать обратное.
Грань между здоровьем и болезнью очень условна. Связь есть, но она размыта...
(Окончание в след. посте)