"Симфония любви". Масло, холст 60*70
Всегда немало усилий нужно для того, чтобы было какое-либо развитие, в чём угодно. Если ранее я стремилась к точности форм и цветопередачи, то, со временем, научилась добавлять чуть больше эмоционального напряжения в свои картины. Штрих, динамика, композиция - всё это о картине с собственной харизмой. Но можно углубляться дальше, пусть и со скоростью улитки, но и с её постоянством...
«Глубокая мысль пребывает в постоянном становлении, проникается жизненным опытом и его лепит. И точно так же единое творчество человека крепнет в череде своих многочисленных проявлений - отдельных произведений. Они дополняют, поправляют и возмещают упущения друг друга, а то и вступают между собой в противоречия.
Усилия любого творца не всегда видны зрителю. В человеческом творчестве нет великой тайны - чудо совершается благодаря воле. И всё же, нет творчества без своего секрета. Разумеется, ряд произведений может быть не чем иным, как вереницей приближений к одной и той же мысли. Но можно себе представить и творцов иного склада, больше тяготеющих к сопоставлению. Может показаться, что между их произведениями нет связи, что в известной степени они даже противоположны друг другу. Но, будучи помещены в общую последовательность, они выдают соединяющий их подспудный порядок.
Окончательный смысл им придаёт, следовательно, именно смерть их создателя. А самый яркий свет на них проливает его жизнь. К часу его смерти ряд его произведений есть ни что иное, как собрание поражений. Но если у всех этих поражений одинаковый отзвук, значит, творец сумел многократно повторить образ собственного удела, заставить звучать ту бесплодную тайну, которой он владел.
Усилия властвовать над материалом и собой здесь значительны. Но человеческий ум способен и на гораздо большее. Он демонстрирует лишь волевой аспект творчества. У человеческой воли нет другой задачи, кроме поддержки сознания в деятельном настрое. Но это невозможно без дисциплины. Творчество - самая результативная школа терпения и ясности. Оно является к тому же потрясающим свидетельством единственного достоинства человека - его упрямого бунта против неизбежности смерти, постоянства в усилиях, полагаемых бесплодными.
Любое творчество требует повседневного труда, самообладания, точной оценки пределов истинного, меры и силы. Творчество - это аскеза.
И всё это «ни для чего», чтобы повторяться и топтаться на месте. Но, может быть, произведение искусства значимо не столько само по себе, сколько тем испытанием, которому оно подвергает человека, и предоставляемым человеку случаем возобладать над своими инстинктами и наваждениями и немного приблизиться к голой реальности - Абсолюту...» (Альбер Камю, «Миф о Сизифе»)