В последние годы психологи все больше стали интересоваться так называемыми осознанными сновидениями- таким видом сна, при котором спящий сохраняет бодрствующее сознание и сознает, что спит. Избитая уже довольно тема, эзотерики её просто обожают, а рынок полнится так называемыми «ловцами снов» - гаджетами, помогающими генерировать эти сновидения, и режиссировать их даже (кстати, придумка русских!)). Но всё же, попробую и я порассуждать об осознанных сновидениях, но в более научном контексте.
В отличие от нормальных снов, в которых спящий является лишь пассивным участником, в осознанных снах спящий часто способен различным образом контролировать свой сон - превращать кошмары в приятные сновидения, изменять содержание сна и/или вызывать в нем конкретных людей или конкретные ситуации. Такие сны гораздо более живые и наполненные, чем обычные. В них мраморный пол кажется удивительно твердым и реальным, цветы - пронзительно яркими и ароматными, все вибрирует и странным образом наэлектризовано.
Ученые, изучающие осознанные сновидения, считают, что они помогают человеку стимулировать личные качества, увеличивают уверенность в себе, поддерживают умственное и психическое здоровье и способствуют решению творческих проблем.
На ежегодной встрече Ассоциации по изучению снов, состоявшейся в 2017 году в Вашингтоне, физик Фред Алан Вольф представил доклад, в котором утверждалось, что прекрасную возможность объяснить этот необычный феномен предоставляет голографическая модель. Вольф, который сам иногда видит осознанные сны, указывает, что часть голографической пленки на самом деле генерирует два изображения - виртуальный образ, появляющийся в пространстве за пленкой, и реальный образ в пространстве перед пленкой.
Одно из различий между ними состоит в том, что световые волны, составляющие виртуальный образ, по-видимому, расходятся из кажущегося фокуса, или источника. Повторюсь, этот фокус- иллюзия, так как виртуальный образ голограммы обладает не большей протяженностью, чем образ в зеркале . Но реальный образ голограммы формируется световыми волнами, которые сходятся в фокусе, и это не иллюзия. Реальный образ действительно имеет протяженность.
По мнению Вольфа, все сны - это внутренние голограммы, причем обычные сны кажутся менее живыми по той причине, что это только виртуальные образы. Однако он полагает, что у мозга имеется способность генерировать реальные образы, и как раз это происходит в случае осознанных снов. Их вибрирующая ясность вызвана схождением, а не расхождением волн. «Если есть „наблюдатель“, к которому волны сходятся, он будет буквально омываться образом, то есть образ будет „поглощать“ наблюдателя. Таким образом, сон будет казаться „необычно ярким“», - замечает Вольф.
Как и другой учёный-физик Карл Прибрам, Вольф считает, что наше сознание создает иллюзию реальности «вне нас» посредством тех же процессов, которые изучал Бекеши. Он считает, что эти процессы позволяют видящему осознанные сны создавать субъективные реальности, в которых мраморные полы и цветы кажутся вполне осязаемыми и такими же реальными, как их объективно существующие двойники. Фактически, он считает, что наша способность генерировать тонкие сны предполагает, что нет большой разницы между объективно существующим миром и миром в наших головах. «Если наблюдатель и наблюдаемое могут разделиться и сказать: вот это - наблюдатель, а это - наблюдаемое, что и происходит в тонких снах, тогда, мне кажется, проблематично рассматривать такие сны как субъективные», - говорит Вольф.
Вольф полагает, что осознанные сны (а возможно, и все сны) на самом деле - визиты в параллельные вселенные. Они представляют собой небольшие голограммы, заключенные внутри гораздо большей, всеобъемлющей, космической голограммы. «Можно назвать это сознанием параллельной вселенной, поскольку такого рода параллельные вселенные возникают так же, как и другие голографические образы», - заключает Вольф.
Почему-то мне эта концепция довольно близка...В следующем посте попробую пойти ещё чуть дальше - и встроить в научную трактовку осознанных сновидений Кастанеду - главного, пожалуй, «мотиватора» для создания в 90е г.г. одним россиянином первого «ловца снов».