Донна Тартт. Тайная история

Jan 19, 2025 17:09


Роман Донны Тартт «Тайная история» я читала лет десять назад, в году 2015 или 2016, когда он только вышел в издательстве «CORPUS». Не скажу, что тогда он произвел на меня оглушительное впечатление.Да, было интересно, но и только.

Сейчас же, на волне моего интереса к античности, решила перечитать (вернее, внимательно прочитать) роман Донны Тартт.





Донна Тартт опубликовала роман в 1992 году, когда писательнице было 29 лет. Это был первое крупное произведение автора. Но писать его начала еще будучи студенткой второго курса Беннингтонского колледжа, где изучала классическую филологию.

На создание своего романа потратила около десяти лет. Как, впрочем, и на остальные свои романы. В среднем автор так и пишет - в десять лет один роман («Маленький друг» - 2002, «Щегол» - 2013). Так что пора читателям ждать нового?

И ведь что интересно. Автор написала всего лишь три романа, а её имя включено в список «ста самых влиятельных людей мира». Вот так-то.

Но вернемся к «Тайной истории». В романе рассказывается история сплоченной группы из шести студентов - классиков в Хэмпден-колледже, небольшом элитном колледже свободных искусств в Вермонте.



Есть мнение, что этот выдуманный колледж Донна Тартт «списала» со своего родного Беннингтонского колледжа. И даже прототипами некоторых героев романа стали её реальные сокурсники.

Однозначно определить жанр романа трудно. Это отчасти триллер, отчасти университетский роман о взрослении и отчасти греческая трагедия, со всеми её составными частями.

Первая строчка романа - одна из самых впечатляющих в современной литературе.

В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения. Кстати, нашли его только через десять дней после гибели.

С самых первых строк автор сообщает, что читателя ждет убийство. Причем, убийцы сразу же определены. Поэтому «Тайную историю» можно классифицировать как «перевернутую детективную историю», рассказанную одним из шести студентов, Ричардом Папеном. Спустя годы он размышляет о ситуации, которая привела к убийству их друга Банни.

С самого начала романа читатель знает, что произошло убийство, знает, кто его совершил. А потом автор последовательно описывает события, которые привели к убийству.

Название «Тайная история» появилось по воле издателей. Чтобы приблизить роман к древнегреческой теме, они предложили Тартт взять название «Secret History».

"Тайная история"  (известная еще как «Анекдота») - это название произведения позднеантичного греческого историка Прокопия Кесарийского, в котором он раскрывает все низменные стороны  императора Юстиниана и его окружения.

Первоначально сама автор планировала назвать роман «Бог иллюзий», что является прямой отсылкой к Дионису, древнегреческому богу растительности,  виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.



Караваджо. Дионис, ок. 1598, Галерея Уффици, Флоренция

Неплохое название, Ведь практически вся описываемая жизнь героев книги проходит под управлением этого бога. Постоянные пьянки, разгул, употребление наркотиков, - одни из главных действий шестерки героев.

А «Вакханки», трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, в основе которой лежит миф о Дионисе, представляет собой один из важнейших движущих основ сюжета.



Грегорио Ладзарини. Вакханки, ок. 1710

В романе «Тайная история» все пронизано Древней Грецией и Римом. Ведь элитная группа профессора Джулиана Морроу, куда стремится попасть и главный герой романа Ричард Папен, все своё учебное время посвящает изучению дисциплинам, связанным с античностью. Литература, язык, философия, история...

В этом и притягательность этих студентов (они не такие, как остальные), в этом и их трагедия (оторванность от реального современного мира).

У каждого из шести главных героев книги, несмотря на их тесный коллектив, своя судьба и своя жизнь. Но всех их объединяет одно - они «лишние» люди. И не только в колледже, но и в их семьях.

Во многом вся их жизнь - игра, игра в «древнегреческую трагедию», которая приводит к настоящей трагедии. И тут имеется в виду не только убийство (даже два убийства) , но и их изломанные судьбы.

Донне Тартт всвоем романе удалось создать такие образы героев, которые все, практически без исключения, вызывают неприязнь. Ни один из них, главных и второстепенных, не вызывает  восхищения.

Но кто их осудит? Герои молоды, их возраст от 19 до 22 лет. По сути, дети, вырвавшие из-под опеки семьи и заигравшиеся чуть ли не в равных богам. Им дозволено всё и всё позволено.

Нетрудно сломаться. Или уйти в мир иллюзий способами, доступным при наличии денег. И самый легкий - алкоголь. В романе пьют постоянно, безмерно, до потери понятий.

И тут  можно только сказать - это молодые люди, впервые оказавшиеся наедине со своей взрослой жизнью. И эта взрослая жизнь оказалась для них слишком сложна.

Хотя «Вакханки» - самая очевидная отсылка Тартт, в книге есть много других, сложных отсылок. И их очень интересно выискивать

Вот например, обложка книги, выпущенной издательством «CORPUS». В качестве иллюстрации взят фрагмент картины Лукаса Кранаха «Актеон и Диана».



Лукас Кранах. Актеон и Диана, ок. 1518.

Известный миф. Охотник Актеон однажды в лесу увидел купающуюся Артемиду, богиню - девстсвенницу. Разгневанная богиня превратила Актеона в оленя, которого  разорвали его собственные собаки.

Даже отголоски этого мифа можно найти в романе. Любопытство героя, переступление запретной черты, наказание. Да и даже олень. Всё можно найти в романе.

После выхода романа The New York Times написала: «Представьте себе сюжет «Преступления и наказания» Достоевского, перекрещенный с историей «Вакханок» Еврипида, на фоне «Правил секса» Брета Истона Эллиса и рассказанный элегантным, задумчивым голосом «Возвращения в Брайдсхед» Ивлина Во».

В чем же сила романа Донны Тартт? Ведь если посмотреть поверхностно, то сюжет вполне прост. Даже детективная тайна раскрыта сразу же. Читатель знает и кого убили, и кто убил. А дальше пересказ череды событий, которые привели к преступления. А вторая часть - рефлексии героев, которые по-разному осознают свои поступки.

Я бы сказала, что его сила не в самом сюжете, а в том, как это все описано, как препарированы личности персонажей, безжалостно и точно до возникновения к ним не жалости, а глубокого отвращения. Ко всем.

А потом, уже позже, приходит жалость. Ведь они просто заигравшиеся во взрослых дети. Сломанные дети.

#зимниесказки, Читательский дневник, Книги, #10книг

Previous post Next post
Up