Родезия (Rhodesia) (1965 - 1980) часть 2

May 03, 2013 22:51



Был случай и поинтересней. Описан в книге "Майор Майк". Робин Мур, один из немногих честных журналистов и писателей милостью божьей, был исключением - жареных фактов он не искал, а старался понять и описать проблему. Честность его со времен Вьетнама никто сомнению не подвергал - Мур прошел курс подготовки зеленых беретов и полгода торчал с ними в джунглях. Когда однажды стало особенно жарко, он двое суток не отходил от пулемета, сдерживая атаку вьетконговских бандитов на лагерь в Плей Ми. Его книга “Зеленые береты” открыла глаза широкой публике на то, что происходило во Вьетнаме.

В 1970-х Мур уехал в Родезию, где был, по сути, неофициальным послом. В Родезийских вооруженных силах воевало несколько сот американцев, не считая массы народу с разных концов света, и резиденция Мура стала для них тем местом, где они поддерживали связь с домом. Официальные же власти, давили как на Мура, так и на семьи тех, кто сражался с коммунистической заразой в Африке - Госдепартамент страстно хотел иметь информацию о Родезии из первых рук, но категорически не желал помогать. Тем, кто уезжал в Родезию грозили лишением гражданства, а их семьи испытывали трудности экономические - не счесть было примеров, когда банковские счета блокировались, на основании "неблагонадежности", причем это основание поступало прямиком из ФБР или ЦРУ. Естественно добровольцы не очень стремились рассказывать, куда они уезжают и чем они занимаются за границей.

Помимо нескольких книг о Родезии, Мур написал книгу "Майор Майк". По сути, это литературно обработанные рассказы американца Майка Вильямса, офицера родезийской армии, командира Скаутов Грея, кавполка РВС. Карьера Вильямса в Родезии была сломлена следующим образом. По распоряжению командующего к Скаутам Грея был придан журналист из английской прессы для освещения деятельности полка. Журналист (в книге его фамилия Бауман), молодой парень, на первый взгляд был нормальным парнем, всё рвался посмотреть и заснять самую настоящую войну.

Правда на поверку оказался трусоват, после часа езды в седле, начал жаловаться на усталость, а от приглашения Вильямса действительно заснять хронику боя, отказался под предлогом, что лучше поснимает лошадей. Зато он постоянно шлялся по барам, не отказывая себе в дешевом пиве и других удовольствиях. Когда Скауты задержали террориста, для дальнейшей передачи его в службу контрразведки, Бауман проявил к нему нездоровый интерес и умолял майора разрешить ему лично допросить террориста. Причем явно было видно, что под допросом имелось в виду элементарные пытки.
В итоге, пробыв со Скаутами несколько недель, Бауман отбыл восвояси.

Через некоторое время грянул скандал. Оказывается, Бауман, неудовлетворенный скукой, упросил нескольких африканцев попозировать ему для постановочной фотографии. Несколько людей были одеты в камуфляжную форму, один изображал террориста. На шею "террориста" накинули петлю, а к голове приставили полицейскую дубинку.

В таком виде фото и появилось в прессе. За этот репортаж, журналист получил Пулитцеровскую премию - "за объективное освещение конфликта". Протесты Родезии и указания на то, что фото было фальшивым, действия не возымели: страна назначена была козлом отпущения, а, значит, все средства хороши. Вильямсу пришлось из армии уйти. Все знали, что снимки вранье, но сделать никто ничего не мог - армии тоже иногда необходимо сохранять лицо.

Война с террористами

В унисон с капиталистическими странами выступили и социалистические. Режим Яна Смита был привычно заклеймен как расистский, и СССР, Китай и КНДР начали оказывать военную и финансовую помощь черным террористам - сначала втихую, а потом и открыто. СССР в конце 1970-х разработал полномасштабное вторжение в Родезию, но осуществить его не успели. Англия занималась тем же самым, только втихаря - непокорная нация должна быть поставлена на колени, а значит, для этого все средства хороши. Родезия оказалась втянута в тяжелую продолжительную террористическую войну.

Руководителями бандформирований были боевики Роберт Мугабе и Джошуа Нкомо, которые возглавляли два не слишком любивших друг друга крыла организации «Патриотический фронт», ориентированных соответственно на Пекин и Москву. Эта организация не являлась какой-то жалкой горсткой бандитов, напротив, она получала хорошую финансовую помощь, военные советники из Москвы, Пекина и Пхеньяна тренировали диверсионные группы «Патриотического фронта», а Великобритания втайне поставляла оружие боевикам.




6 августа 1977 года в столице Родезии Солсбери произошел самый крупный теракт с 1972 года. В этот день, боевики ЗАНУ, ведомые Робертом Мугабе, решили начать новую фазу террора в Родезии - городской терроризм. Объектом, в котором предполагалось начать новую волну жестоких и бессмысленных убийств, была выбрана столица государства, город Солсбери. 27 килограммов ТНТ, взрывчатки, произведенной в СССР и присланной в качестве помощи "борцам за свободу" были упакованы, соединены с таймером и размещены в товарном отделе крупного торгового центра. Таймер был поставлен с тем расчетом, чтобы бомба взорвалась в час перед закрытием, когда в магазине находится наибольшее количество покупателей, спешащих сделать последние покупки. Адское устройство сработало в 12:15, за 45 минут до закрытия.

Взрыв был ужасающим. Окровавленные люди пытались спастись из разрушенного здания. Осколки стекла, куски камня разлетелись на 150 метров. Люди прыгали со второго этажа здания. Среди жертв теракта были белые, цветные (мулаты), азиаты и африканцы.

На место происшествия были вызваны 24 кареты скорой помощи. Мэр Солсбери, Рональд Коуан, прибыл на место происшествия вместе с полицией и пожарными командами. Потрясенный глава муниципалитета заявил: "Я надеюсь, что люди, совершившие этот чудовищный акт, понимают, что иначе как варварством назвать это нельзя? Что же это за человек, который учинил подобную бойню?" Он добавил: "Я надеюсь, что мир обратит внимание на эту трагедию, совершенную людьми, преисполненными чудовищных намерений". Мэр припомнил недавнее заявление британского министра иностранных дел Дэвида Оуэна, который заметил о террористах: "Они являются людьми доброй воли, которых довели до крайней степени отчаяния". Очень интересно узнать, что сказал Оуэн об этих людях доброй воли, когда узнал о теракте в Солсбери…




Место теракта превратилось в кровавую баню. На втором этаже, где сработала адская машина, не осталось ни одного целого человеческого тела, повсюду лежали оторванные руки и ноги. У кассы лежала цветная девушка, обожженная взрывом, ее живот располосован осколком. Жертвы теракта получили множественные ожоги. Выжившие при взрыве рассказывали, как по лестнице волной текла кровь. Сотрудник магазина рассказал, как он оглушенный взрывом подбежал к лестнице: "Кровь лилась по ступеням с такой силой, что захлестнула мои ботинки".

Ветеран-полицейский, на следующий день после теракта, заметил: "К виду крови и смерти в некоторой степени привыкаешь, если ты находишься на боевых выездах в буше, но когда подобное видишь здесь - это невыносимое. Каким же надо быть зверем, чтобы придумать такое?".

"Зверь" не заставил себя ждать - находясь в Мозамбике, Роберт Мугабе вечером оповестил мир, что ответственность за взрыв берет на себя его партия ЗАНУ.

Вот с такими выродками неустанно сражалась армия Родезии. Эта армия была самой эффективной из всех, которые появлялись когда-либо к югу от Сахары. Ей удавалось в полной мере творить невозможное - порой десантники Родезийской Легкой Пехоты совершали по три боевых десантирования в день, а Скауты Селуса за 7 лет свое существования истребили 70% всех бандитов, воевавших против Родезии.




В 1976 году произошел очень показательный и характерный во всех смыслах случай. Родезийские вооруженные силы уничтожили очень крупный лагерь подготовки боевиков в Ньядзонья, Замбия. Через несколько недель после уничтожения базы, верховный комиссар ООН по делам беженцев принц Ага Хан посетил лагерь и представил свое заключение - это был лагерь мирных беженцев, несчастных стариков и детей. О чем и сообщил с высокой трибуны в Женеве. Родезийское правительство представило неоспоримые доказательства того, что к беженцам этот лагерь не имел никакого отношения. Естественно, это проигнорировалось как ООН, так и «свободной прессой». Равно как и то, что ООН в упор проигнорировало тот факт, что в сентябре 1978 боевики Нкомо из ПЗРК сбили гражданский самолет, после чего добили выживших при крушении. Ничего кроме устного закулисного порицания Нкомо вынесено не было.



Закат Родезии

Но, несмотря на все подвиги армии Родезии, воевать против половины мира (фактически) стране с ограниченными ресурсами было сложно, да и 13 лет международной изоляции и внутренней войны вызвали отток белого населения и инвестиций. Все время пока шла война продолжались переговоры. Это поставило родезийскую экономику на грань краха. В итоге к концу 1970-х стороны пришли к соглашению о новом правительстве национального единства. По результатам выборов, 1 июня 1979 новым премьером стал черный епископ Абель Музорева, а страна стала называться Зимбабве-Родезия. Теоретически все санкции с нее должны быть теперь были сняты, поскольку страна обладала демократическим правительством.



Однако, президент Картер, до этого пообещавший снять санкции с Родезии, отказался выполнить свое обещание - под влиянием чернокожего посла США в ООН Эндрю Янга, пообещавшего Картеру поддержку со стороны государств ОАЕ (и черных выборщиков в США), в случае если Картер устранится от снятия санкций. Также не была удовлетворена и Британия - Родезия сумела сама решить свои проблемы без участия Лондона. Под давлением все той же ОАЕ (а особенно Нигерии, в открытую пригрозившей прекратить поставки нефти в Британию) Англия отказалась снять санкции. Также новое правительство не устроило и черных партизан, мечтавших видеть Родезию черным однопартийным государством. Главари бандитских фракций Джошуа Нкомо (ЗИПРА) и Роберт Мугабе (ЗАНЛА), которые в выборах не участвовали с самого начала, поскольку это не отвечало их целям, результаты выборов признать отказались и заявили что Чимуренга (освободительная война) вспыхнет с новой силой. Музорева, хотя и не являлся идеальным вариантом, но большую часть населения устраивал - как белых, так и черных. Бандитам, отдававшим приказы убивать священников и детей в новом правительстве места не нашлось. При содействии британского правительства начались новые переговоры, и в итоге правительство Музоревы ушло в отставку, а на начало 1980 были назначены новые выборы.

На них победил Роберт Мугабе - его армия ЗАНЛА, терроризировала местное население, заставив его проголосовать так как надо - "голосуй за нас или твоя семья будет убита". Кампания 1980 по выборам в Родезии сопровождалась многочисленными нарушениями, прямыми угрозами и насилием над мирным населением - однако, Лондон заявил, что эти выборы являются самыми чистыми изо всех проводившихся на Африканском континенте. Международные наблюдатели из Британского содружества в это время следили за тем, чтобы Родезийские вооруженные силы были разоружены, а вооруженных бандитов ЗАНЛА, открыто указывавших населению, за кого голосовать старались не замечать. Излишне говорить, что ни одна из террористических группировок разоружена не была.

Все время, пока продолжались новые переговоры, Родезия была "возвращена" под контроль Британии и формально управлялась из Лондона. Над страной больше не развевался бело-зеленый флаг, а реял Юнион-Джек. Со стороны Лондона это имело огромное значение - родезийцев "поставили на место", а на этот короткий период страна стала именоваться "колонией" - британское правительство лишний раз не упустило шанс посильнее оскорбить родезийцев.

18 апреля 1980 на "торжественной" церемонии Юнион-Джек был спущен с флагштока на площади Родса и вместо него в небо взвился новый флаг - бывшее знамя партии Мугабе с небольшими изменениями. Ян Смит, первый и последний премьер-министр Родезии не счел для себя возможным присутствовать при том, как погибает страна, где он родился и за которую сражался. Территория стала называться Республикой Зимбабве. Предпоследнее белое цивилизованное государство в Африке умерло.

Зимбабве

Вопреки опасениям, Мугабе, придя к власти, не тронул белое население. Он сделал это позже. А пока в 1980 он публично заявил, что как черные, так и белые являются жителями одной страны, и дал гарантию, что белому населению Зимбабве не угрожает ничего. Нельзя сказать, что это остановило эмиграцию из страны белых, но немного уменьшило.

Еще только придя к власти, Мугабе заключил соглашение с руководителем Северной Кореи Ким Ир Сеном о военном сотрудничестве. 150 отборных инструкторов подготовили личный спецназ Мугабе - 5-ю парашютную бригаду. Когда пришло время действовать, Мугабе обвинил Нкомо, бывшего союзника по террористической войне против Родезии, в  заговоре с целью захвата власти, и тому пришлось срочно бежать из страны. Среди матабелов (сам Мугабе принадлежит к племени шона, которые с ними давно враждовали) это известие вызвало волнения, на подавление которых бросили 5-ю бригаду. Операция получила лирическое название гукурахунди - "ранний дождь, смывающий мякину перед весенними ливнями". Бригада прошла по провинции Матабелелэнд, убив, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч мирных жителей.



Впоследствии Мугабе помиловал Нкомо и даже разрешил ему вернуться в страну, но при одном условии - партия ЗАПУ должна была слиться с правящей ЗАНУ. Таким образом, Зимбабве превратилось в однопартийное государство. Мугабе твердо дал понять, что никаких вольностей вроде плюрализма и демократии от него ждать не стоит. О свободе слова, кстати, речь не шла давно - к журналистам в Зимбабве стали относиться с неодобрением еще с первых дней независимости, если, конечно, эти журналисты не представляли официальную прессу.

В 1987 году Мугабе изменил конституцию - он упразднил пост премьер-министра, а себя назначил президентом страны (хотя властных полномочий у него и до этого было в избытке). Параллельно в Зимбабве начал раскручиваться маховик репрессий против оппозиции и вообще всех, кто выражал недовольство стремительным ухудшением уровня жизни. Это касалось как простых крестьян, так и видных фигур - даже первый президент Зимбабве, Канаан Банана, был брошен в тюрьму в 1999 году по выдуманному обвинению в гомосексуализме.



Экономика Зимбабве постепенно стала сходить на нет. Инфляция росла, местная валюта стремительно обесценивалась, а число безработных - увеличивалось. Когда-то при Смите один родезийский доллар равнялся одному британскому фунту. Сейчас за фунт дают сто зимбабвийских долларов. При Яне Дугласе Смите инфляция не превышала 3% в год, сейчас - 70% в год.

Виновниками экономических неурядиц, естественно, были названы белые поселенцы, якобы присвоившие себе все богатства страны. Под видом земельной реформы началась кампания "черного передела". Десятки белых фермеров были убиты на своих землях, многим пришлось бросить все и бежать. Особенную активность проявили так называемые "ветераны чимуренги", большинству которых не было еще и 20 лет. Тот факт, что ветеранами называли себя люди, родившиеся после 1980 года, никого не смущал.

Полмиллиона зимбабвийцев страдали от недоедания, а белые фермеры прекращали производство продуктов из-за захватов земли. В 1990-е годы 65 процентов всей сельхозпродукции и 78 процентов зерна производилось именно в белых фермерских хозяйствах. В начале XXI века эти показатели резко упали. В результате непрерывных нападений белые жители Зимбабве начали эмигрировать за границу. В 1970 году в Родезии жило примерно 275000 белых, в 2006 их осталось меньше 60000.

В итоге, Зимбабве из страны, когда-то кормившей половину Африки, превратилась во вторую Эфиопию, зависящую от иностранной продовольственной помощи. Фермы были заброшены, земли перестали обрабатываться. Нарезка крупных фермерских хозяйств на маленькие земельные участки, обрабатываемые примитивными орудиями труда, привел к быстрому истощению почвы и, как следствие, - к голоду.



Не лучше ситуация со здравоохранением. По данным 2001 года 34% взрослого населения заражены СПИДом (в год от СПИДа умирает 160-200 тысяч человек), средняя продолжительность жизни - 39 лет.

Тем временем Мугабе планомерно уничтожал оппозицию, расправившись едва ли не со всеми своими соперниками. Конституция Зимбабве была переписана еще раз, чтобы разрешить Мугабе оставаться президентом фактически пожизненно. Может быть, именно за эти заслуги ее Величество Елизавета II в 1994 году наградила Роберта Мугабе престижнейшим орденом Бата.

Даже симпатизирующие Мугабе соседи вынуждены были обратить внимание на его самоуправство. Бывший президент Замбии Кеннет Каунда, в годы чимуренги оказывавший помощь боевикам ЗИПРА, посоветовал президенту Зимбабве "зарыть топор войны и заняться экономическими проблемами, а не воевать с призраками колониализма". В дополнение ко всему, Зимбабве подвергли бойкоту страны Британского содружества. Мугабе и его окружению запретили въезд в государства - члены ЕС.



21 февраля 2005 года президенту Зимбабве исполнился 81 год. Ровно 25 лет назад, в апреле 1980 года, бывший учитель по профессии и революционер по призванию Роберт Габриэль Мугабе возглавил страну. Мало кто ожидал, что он будет править так долго - он производил впечатление человека, которому знакомы демократические процедуры и который согласен им подчиняться. За прошедшие четверть века он повторил типичный путь всех африканских диктаторов - успел стать тираном с безграничными полномочиями и полностью разрушить страну, которую когда-то называли "африканской Швейцарией".

Цивилизованный мир, который привел Мугабе к власти в 1980 году, в 2005 году старается не замечать "проблему Зимбабве". Белые люди в дорогих костюмах не любят, когда им напоминают об ошибках. И, как обычно, судьбы простых зимбабвийцев - последнее, что волнует поборников демократии. А ведь Зимбабве - не Грузия и не Украина, "революций роз" в Африке не бывает. Только революции АК-47.



Последний премьер-министр Родезии

А что же Ян Дуглас Смит? Чем занимался он после 1980 года? Нет, он не эмигрировал, как подумалось многим. Смит по-настоящему любил свою страну и даже в несчастье не бросил её.

В 1979-1987 годах Смит возглавлял собственную фракцию в парламенте страны, получившей имя Зимбабве.

После этого о Смите долго не было слышно - он удалился в фамильное поместье. Однако затеянная президентом Мугабе земельная реформа, предусматривающая масштабное перераспределение земли в пользу чернокожих, вызвала обострение политической ситуации в стране и погромы хозяйств белых фермеров. Несколько лет назад власти урезали на треть его ферму, на землях которой пасется стадо в тысячу голов, и на 750 сотках раскинулся лучший в Зимбабве апельсиновый сад. В ходе последней парламентской кампании Ян Смит обратился к соотечественникам всех цветов кожи с призывом выступить против "черного расизма" правящих кругов Хараре.



Смит останется в истории Африки как противоречивая фигура и настоящий символ своего времени. Он жестко подавлял терроризм, однако даже непримиримые политические противники признают его искренний африканский патриотизм и высокую личную порядочность - в Южной Родезии Яна Смита никогда не было коррупции, захлестнувшей Зимбабве при его преемниках.

Последний премьер-министр Родезии умер 21 ноября 2007 года от неизвестной болезни в своем поместье в Южной Африке.

Оригинал

Африка

Previous post Next post
Up