Родезия (Rhodesia) (1965 - 1980) часть 1

May 03, 2013 22:50





Родезия

История Африки как никакая другая замешана на крови и войнах. Для африканца жить означало воевать, а свое племя ставилось превыше всего. Если ты не совершал рейды на другие племена и не держал в страхе всех, до кого могли дотянуться руки, другие приходили за тобой. Третьего было не дано. Мирные племена могли выжить, только находясь в изоляции, как, например, лесные пигмеи. Остальные были обречены пасть под ударами других воинственных племен.

Так случилось с санами, известными также как бушмены - именно они изначально жили на территории, которую позже назовут Родезией. Санов вытеснили с земли шоны (машоны), в свою очередь подвергнувшиеся атакам матабелов.

Матабелы - общность, отколовшаяся от племени зулу - были воинственным племенем, жившим в основном набегами на соседей маника и шона. Матабелы считали шона рабами, «собаками, поедающими землю», поскольку шона уступали им в воинственности, а значит, никуда не годились, кроме как быть пастухами, носильщиками и слугами воинов. Королевство матабелов расположилось в центре южной части Африки, между реками Замбези, Шангани, Шаше и Лимпопо, откуда они регулярно совершали рейды за скотом и рабами. Это территория была настоящей жемчужиной Африки: там растет, все что ни пожелаешь, в ее недрах находятся самые разные полезные ископаемые, а мягкий климат на горном плато позволяет снимать несколько урожаев в год.

Едва заняв территорию, матабелы обнаружили на юге соседей, не считаться с которыми они не могли: с юга Африки шли белые люди. С разрешения короля они начали охотиться на землях матабелов, а также торговать с ними. Рассказы о богатой земле к северу от Лимпопо стали овладевать умами поселенцев, искавших свое счастье на юге Африки.

Мечты воплотил в жизнь один из величайших людей, когда-либо появлявшихся на Земле - премьер-министр Капской колонии Сесил Джон Родс, финансовый и промышленный магнат, строитель империи.



В юридическом смысле Родезия никогда не была английской колонией. Сесил Родс, депутат Капского парламента, основатель Британской Южно-Африканской Компании получил от королевы Виктории грамоту на "исследование и управление" землями, лежащими к северу от Лимпопо, к югу от Замбези. Идея была не нова - подобные компании использовались Британией для управления новыми территориями века с 16, но в 19 веке это получило второе рождение, поскольку экономически Лондон стал уставать от прямого правления заокеанскими территориями. Что касается Родезии, то при дворе полагали так: если компания преуспеет, то у Лондона всегда найдутся силы аннексировать новую освоенную территорию, если же эпопея провалится, то не за счет британских налогоплательщиков, а за счет частного капитала.

Родс организовал и экипировал первую колонну первопроходцев, которая переправилась через Лимпопо и пошла на север. 13 сентября 1890 лейтенант Тиндейл-Биско водрузил британский флаг на месте, которое первопроходцы назвали Форт-Солсбери. Компания постепенно стала развиваться, количество белых увеличиваться, на территории начали расцветать промышленность, сельское хозяйство и торговля. Поскольку официальный Лондон не намеревался взваливать на себя финансовое бремя управления этой территорией, то, как мера самоуправления, был избран Законодательный совет, управлявшийся администратором Компании. После смерти Родса, страна, не имевшая названия, стала называться (сначала неофициально, потом это закрепилась в документах) Южной Родезией. Северная Родезия (ныне Замбия) изначально была колонией и колонией оставалась на всем протяжении своей истории. Южная Родезия была де-факто самоуправляемой территорией, де-юре находясь в руках частной организации и суверенитета не имевшей - БЮАК и территория, ею управляемая, находилась под эгидой короны.



Южной Родезии было обещано самоуправление еще в 1914, но помешала Первая Мировая Война. Родезия послала на фронт 5000 белых (25% тогдашнего белого населения страны) и 2000 черных - в процентном отношении к населению изо всех территорий Британского содружества Родезия всегда выставляла на войну самое большее число своих граждан. После войны стремление к самоуправлению привело территорию к референдуму - либо стать самоуправляемой территорией (не колонией!), либо стать частью Южной Африки. Поскольку больших симпатий между бурами и англичанами никогда не было, то родезийцы выбрали первый вариант.

В 1923 Южная Родезия стала самоуправляемой территорией, входящей в состав Британской империи. Номинальную власть осуществлял губернатор, присылаемый из Лондона, на практике же родезийцы принимали собственные законы, налоги, осуществляли администрирование и т.д. Все дела, связанные с Южной Родезией велись в Лондоне Управлением по делам Доминионов (а не Колоний, как все остальные территории).

Закат империи

После Второй Мировой, в Африке начало набирать силу националистическое движение. По всему континенту народ стал сбрасывать "узы колониализма". Перед Британией резко встал вопрос о "даровании" независимости ее бывшим территориям - в противном случае они бы взяли ее сами. В этом вопросе Лондон принял позицию трусоватого умиротворения лидеров националистических движений - конституции бывших колоний строились, чтобы обеспечить формальное равенство, но на самом деле призваны были для воплощения в жизнь идей черного большинства. Белая власть признавалась теперь нелегитимной. Сочетание усталости от двух мировых войн, общее отсутствие политической воли у Британии и откровенное нежелание заниматься какими-либо вопросами кроме обустройства собственной жизни привело к тому, что африканским странам стала раздаваться независимость с потрясающей скоростью, порой просто неприличной. Тот факт, что бывшие колонии в принципе не были готовы к тому, чтобы осуществлять самоуправление, не говоря уж о том, что переход от колонии к независимости осуществлялся едва ли не за один месяц, преднамеренно игнорировался. Мнения, не совпадавшие с точкой зрения черных националистов и склонявшихся перед ними белых политиков, громогласно объявлялись расизмом, который надлежит уничтожить, желательно физически и до последнего человека.

Практически везде события развивались по одной и той же схеме - независимость, гражданская война, воинствующий трайбализм (межплеменное насилие), запредельная коррупция властных структур, расизм, голод, неиссякаемый поток белых беженцев у которых отбирали всё им принадлежащее, подавление свобод и т.д.

Первой британской колонией, кому была дарована независимость, стала Гана - в 1957. Британцы немедля объявили, что славный пример свободной Ганы явит собой успех британской колониальной политики. Буквально в течение пары лет президент Нкрума установил в стране диктатуру одной партии, половина членов парламента были брошены в тюрьму, от лидеров оппозиции избавились, экономика развалилась, а президент завел себе за границей личный счёт, куда положил несколько миллионов фунтов. В 1966 его сместили с поста, и ему ещё повезло, что он успел бежать живым.

За этим последовала Нигерия, 1960. Всем было объявлено, что Нигерия - развитая страна, чьи связи с Британией и Европой насчитывают более чем 200 лет. В стране были сильны противоречия между различными этническими и религиозными группами, но предполагалось, что конституция, написанная англичанами, их устранит. В самом скором времени в стране разразилась ожесточённая гражданская война между мусульманским Севером и негритянским Югом. Коррупция во власти била все рекорды, и экономика моментально опустилась на дно. В Родезию в это время приходили известия о сотнях убийств, происходивших во время «свободных» выборов в Нигерии. Несмотря на это, приготовления к конференции премьер-министров стран Содружества в Лагосе шли полным ходом. На закрытии этой конференции Вильсон (премьер Великобритании) в цветистых оборотах расписывал успешное развитие независимой Нигерии, а также то, как процветают остальные независимые страны Содружества. Британия, заявил Вильсон, гордится тем, что она внесла весомый вклад в это процветание. Через несколько дней после окончания конференции, нигерийский диктатор Абубакар Тафава Балева и несколько его министров были зверски убиты.



Затем пришел черед независимости Бельгийского Конго, также в 1960. В стране немедленно вспыхнула гражданская война, количество насильственных смертей измерялось десятками тысяч, а белые поселенцы оказались в самом центре этого пожара, состоящего из хаоса, изнасилований и убийств. Беженцы тысячами прибывали в Родезию, и эта страна немедленно протянула им руку помощи. Нет смысла упоминать о том, что описания зверств, которым подвергались эти несчастные, подтверждались врачами родезийских больниц и госпиталей - на родезийцев это произвело неизгладимое впечатление.

Независимость также пришла в Танзанию, Замбию, Уганду, Бурунди, Руанду, Чад, Судан, Анголу и Кению. Бывшие процветавшие колониальные государства превращались в независимые руины. В независимой Замбии в октябре 1964, физическое уничтожение политических оппонентов шло полным ходом, коррупция достигла угрожающих масштабов, а президент Каунда объявил о создании в стране однопартийной системы. Однако Британия с радостью предоставила им независимость.

То, что новые независимые нации немедля погружались в хаос и анархию британское правительство (а, равно как и другие европейские правительства) не волновало - зато у них есть демократическая конституция и суверенитет. Европа тщательно культивировала у себя комплекс неполноценности в виде чувства вины перед бывшими колониями и заискивания перед африканскими националистами.

Родезийцам, жившим в мирной спокойной стране без особых проблем, события в соседних странах оптимизма не прибавляли. Начиная с конца XIX и до 1962 полиция Родезии не носила - и тем более не применяла (!) оружия - незачем. Местное самоуправление осуществлялось с помощью племенных вождей и местной администрации, уровень безработицы в стране был минимальным, иммиграция (и черная в том числе) в страну - высокой, поскольку по уровню жизни Южная Родезия стояла очень высоко. Родезийская сельско-хозяйственная продукция исключительно высоко котировалась как в Африке, так и в мире - мраморная говядина считалась деликатесом, вина соперничали с ЮАРовскими, а чаем и табаком страна снабжала соседние страны в избытке.

Официального, закрепленного в законах апартеида, как было у соседей в ЮАР, в Родезии не было. Как не было и расовых проблем - подавляющее большинство чёрных (уровень жизни черного населения в Родезии был самым высоким в Африке) не волновало, что ими правят белые, до тех пор, пока белые строили школы, больницы и обеспечивали черных работой. Однако это не устраивало т.н. "цивилизованный" мир, и, прежде всего Британию.

Британское содружество наций стало напоминать Ноев ковчег. Наряду со странами, в которых были нормальные традиции правления, как, например, Канада, Австралия и Новая Зеландия, равное с ними место и положение в этой организации заняли страны, в которых правили бывшие сержанты колониальных войск, нахватавшиеся знаний доктора, и прочий люд, решивший, что он умеет править лучше чем белые. Под давлением этих "образцов демократии и свободы" а также под сильнейшим давлением Организации Африканского Единства - еще одной теплой компании людоедов - Британия взяла назад свое обещание предоставить Родезии независимость, мотивировав это тем, что в бывшей колонии должно воцариться правление черного большинства, а не белого меньшинства. То, что у Родезии был 40-летний опыт мирного демократического самоуправления, что в стране проводились регулярно честные и свободные выборы (не под угрозой автоматов, как было повсеместно в Африке), то, что белые и черные решали там свою судьбу сами, а не так как им предписывал Лондон - это естественно игнорировалось. Для умиротворения т.н. "мирового общественного мнения" и требований ОАЕ, Британия была готова сдать Родезию, но единственное, к чему оказался не готов Лондон - это к тому, что родезийцы сами решат, что им делать.

В 1964 к власти в Родезии пришла партия национальный фронт, во главе с политиком Яном Смитом.



Ян Дуглас Смит

Ян Дуглас Смит - выходец из семьи шотландских переселенцев, покинувших родину и приехавших в британское владение Южная Родезия искать фермерского счастья. Будущий лидер родезийцев родился 8 апреля 1919 года на отцовской ферме вблизи горняцкого городка Селукве, что в 300 км от столицы Солсбери (ныне Хараре). Это было традиционное колониальное хозяйство: все организовывали и за все отвечали только белые.

Смит учился в самых престижных университетах Южной Африки, но с началом Второй Мировой Войны прервал занятия и пошел добровольцем на фронт. В 1941 году, по окончании летного училища, его приняли в Королевские ВВС, где молодой пилот истребителя проявил себя героем. Он не только сумел выжить после того, как его самолет был дважды сбит, но и несколько месяцев воевал с немцами в рядах итальянского Сопротивления. Демобилизовался Смит только в 1946 году - "на память" о войне у него на всю жизнь осталась парализованной половина лица.

На Родине отставной пилот с головой ушел в политику. Депутатство в местном парламенте в 1948-1961 годах он использовал для консолидации сил, ни под каким видом не желавших делиться властью с аборигенами. В 1962 году основанный Смитом Родезийский фронт одержал убедительную победу на выборах (на которых голосовали только белые). Возглавив в 1964 году правительство, Смит категорически воспротивился инициированной Лондоном конституционной реформе, которая, по мнению большинства колонистов, привела бы к власти чернокожих националистов. "Мы, родезийцы, - заявил тогда премьер, - отвергаем доктринерскую философию умиротворения и капитуляции".



После сколь продолжительных, столь же безуспешных переговоров прийти к нормальному решению, 11 ноября 1965, в символический день, Ян Смит объявил Родезию независимой (а в 1970 Родезия стала республикой). К первой годовщине объявления независимости, к ноябрю 1966, подавляющее большинство родезийцев (белых и черных) пришли к выводу, что их стране куда как лучше живется в условиях правой белой диктатуры, чем марксистской черной. Черное население, зачастую и не подозревавшее о политических бурях над страной, волновало, в основном, как ими правят местные вожди, достаточно ли скота и почему им запрещают пить местный самогон до помутнения в глазах, а заставляют вместо этого кормить семьи.

Англия была категорически не готова к такому обороту событий. Решение Родезии было расценено как "мятеж в колонии" (тот факт, что Родезия никогда не была колонией, английское правительство игнорировало). От прямого военного вмешательства Лондон благоразумно воздержался - во-первых, родезийцы славились своим умением воевать до конца, именно они составляли костяк британских коммандос, партизанивших в Северной Африке, а во-вторых, это могло грозить мятежом в армии - родственные связи между британцами и родезийцами были на редкость тесными.



Гарольд Вильсон самонадеянно заявил, что взбунтовавшаяся колония будет поставлена на колени уже через две недели. Чуть позже он добавил, что не пройдет и года, как режим Смита падет. В декабре 1966 года, когда режим Смита и не думал падать, министр иностранных дел Великобритании Джордж Браун выступил перед Советом Безопасности ООН.

Британия добилась того, чтобы против Родезии были введены политические и экономические санкции (запрет на экспорт основных товаров Родезии: асбест, железную руду и металл в чушках, медь, хром, сахар, табак, чай, зерно, мясо, кожу и шкуры животных, и полное эмбарго - Британия опозорила себя навсегда уже хотя бы тем, что ввела эмбарго на поставку медикаментов и медицинских принадлежностей в Родезию. А однажды британцы публично отказались продать протез молодой родезийской девушке, подорвавшейся на мине, заложенной фанатиками-коммунистами), но ощутимого результата это не принесло - проигнорировав возмущенные вопли воинствующих чернокожих диктаторов с ООНовской трибуны, некоторое количество стран Родезию официально признало, и с помощью Южной Африки и португальского Мозамбика санкции успешно обходились. Призыв премьер-министра к родезийцам опираться на собственные силы вызвал в стране экономический подъем и родезийский доллар на юге Африки стал такой же желанной валютой, как и юаровский рэнд.

Родезия, никогда ни на кого не нападавшая, была объявлена ООН с подачи Британии "угрозой международному миропорядку". Представитель США в ООН Артур Голдберг немедленно заявил о том, что США поддержат любые санкции ООН, направленные на то, чтобы «свергнуть незаконный режим Яна Смита, поскольку международное сообщество не потерпит существование дискриминационной системы, основанной на правлении меньшинства. ООН не намерена терпеть столь вызывающее поведение, вступающее в разрез с принципами международного сообщества». Тут следует признать, что логика Голдберга страдала изъянами. На тот момент в большей части из 122 стран, представленных в ООН, были режимы, основанные не на принципах правления большинства. К тому же, для любого здравомыслящего американца, знакомого с историей собственной страны, «незаконность» режима Смита представлялась спорной - в 1776 году одна британская колония тоже провозгласила декларацию о независимости в одностороннем порядке. Что же касается «угрозы миру», то, как известно, ситуация была строго противоположной. Это Родезия подвергалась нападениям террористов, которых готовили, снабжали оружием и финансами некоторые африканские, европейские и азиатские страны, игнорируя, тем самым, требования Хартии ООН.



Африка

Previous post Next post
Up