В воскресение 8 утра в дверь раздался звонок. Я на 7-ом месяце беременности, до 3-х ночи ждала мужа с гастролей и попутно вялила помидоры. Мне нужен сон, спокойствие и милый рядом. Звонок продолжается, муж возвращается в постель и произносит: Это за тобой. Кандидат в Президенты. Бегу в трусах ко входу, выпаливаю «5 минут» и захлопываю перед лицом кандидата дверь.
Через 15 минут мы едем в удобном микроавтобусе по трассе в сторону Могилёва. Команда - водитель, сын-подросток Тани - Елисей, сама Татьяна и помощница по сбору подписей Наталка. Чтобы избежать вопросов - Татьяна давно предлагала мне съездить с ней по Беларуси и посмотреть своими глазами как происходит сбор подписей. Я несколько раз отказывалась, не совпадали графики.
В этот раз приключений было не избежать. Я давала своё согласие, но проспала и забыла обо всём, предварительно собрав сумку в дорогу. Целеустремленность Татьяны безапелляционна, не зная номер квартиры, не дозвонившись и не достучавшись в соц.сетях, она всё же смогла ранним воскресным утром разбудить и допросить соседей, вычислив место моего проживания. Ну что же, едем!
По дороге обсуждаем косметику - чем Таня пользуется и как приходится за собой ухаживать в постоянных разъездах? Набор совсем минимальный: крем от загара (много общается на улице с людьми, нос становится красным, что нефотогенично), тональный крем, тушь для ресниц, зеркальце с пудрой.
Кандидат в кандидаты не возит с собой советчиков и организаторов, все решения принимает сама, весь тайм-менеджмент лично на ней. В поездке между интересными рассказами и улыбками, ведет самостоятельно соцсети, даёт интервью и комментарии журналистам по телефону, общается с инициативными группами по всей республике.
За время разрешения всех неординарных и непредвиденных ситуаций, я не услышала и секунды, где бы новый лидер повысил голос, сорвался на крик, проявила бы высокомерие, унизила или оскорбила человека.
Приезжаем в Могилёв. Встреча на рынке. Таня берёт меня и местную активистку Валентину с собой, остальные стоят в пикете перед главным входом. Кандидат сама подходит к торговым точкам, здоровается за руки, представляется, отвечает на десяток вопросов, некоторым вручает визитки, слушает истории торговцев.
Кто-то подписывается сразу, кто-то уходит за паспортом в машину, возвращается и оставляет подпись. Некоторых мужчин оттягивают жены, те сопротивляются, выдёргивают руку и ставят подписи.
Те, кто желает послушать и пообщаться с Таней, уже через минуту начинают улыбаться и в глазах желание понравиться Татьяне. Женщины стараются держаться поодаль, критически осматривают со стороны. Махают рукой, достают паспорт из сумочки и обращаются со смешанным тоном застенчивости и хорохористости одновременно: куда подпись поставить?
На рынке мы проводим минут 40. Приезжают родители мужа Татьяны, забирают с собой внука, он останется у них в Могилёве. В планах на день у ребенка- сходить в кинотеатр и поесть бургеров. Ему 12, он может себе позволить.
Едем в центр города, там школьная ярмарка. Ещё один пикет стоит с утра. С некоторыми активистами кандидат в кандидаты только знакомится, а кого-то знает лично. Тут же у Татьяны берет интервью журналистка из tut.by, позже от фотокора и девушки я узнаю, что пикеты по городу выставлены только за двух кандидатов - Лукашенко и Короткевич. За остальных, видимо, собирают по квартирам.
Люди сами подходят к Татьяне, спрашивают о программе, о том, где она будет брать деньги, жалуются на бедность, воров и дураков-начальников. В это же время по телефону сообщают, что ОМОН сорвал пикет, выставленный на рынке. Забрали активиста.
Мы ещё пол часа разговариваем с людьми, узнаём о втором задержании и месте где находятся активисты. Таня успокаивает всех остальных, разъясняет их права и правила поведения. Желает всем прекрасного дня и летит в опорку за членами команды.
По дороге перекусываем купленными водителем салатами и пиццей. Из напитков - негазированная вода.
В кабинет участкового заходит с четкой правой ноги. После 3-х минутной беседы даже хамивший омоновец начинает избегать взгляда, тупит в пол и старается сбежать, боясь даже произнести свою фамилию и звание. Участковый очень мил, извиняется, говорит, что он ими (омоном) не командует, это всё их личная инициатива, цепная реакция на флаг, рассуждает о том, что мешать кандидатам не его дело и вообще, она ему нравится. Сразу видно, хорошая женщина. Всех отпускают.
Едем в Белыничи. Там нас ждут не простые активисты, а семья местного бизнесмена Метелицы. Приём очень тёплый. Люди переходят улицу в нашу сторону, чтобы поставить подписи, многие уже поставили раньше, а сейчас подошли пообщаться с Татьяной. Люди сменяются, вопросы льются, Таня в постоянной активности.
Приходят знакомые, приносят Татьяне цветы, все обнимаются. Радуются, что-то вспоминают, водитель пошел покупать мясо для шашлыка. Ещё через несколько часов пикета мы едем на речку с огромным арбузом, который выбрала сама кандидат в кандидаты. Купаемся, немножко валяемся под солнцем, едим арбуз, много шутим.
Нас с Наталкой и водителем расселяют в гостиницу Белынич, Таня останется ночевать у друзей в красивейшем доме из дерева, где каждая комната вызывает моё восхищение.
На ужин всем предлагают домашнее вино и дубовую самогонку, палендвицу, шашлык и спелые домашние овощи с зеленью. На десерт шоколадный пирог с вишней. Мы поём песни под гитару, обсуждаем всё на свете и в 23.30 едем с водителем и Наталкой спать. Завтра новый день и очень тяжелый - тюрьма, где сидит Статкевич, пикеты в Шклове и Орше.
Продолжение следует...