Сообщения о банкротстве одного из крупнейших концернов СМИ «Трибюн» не стал неожиданностью. Флагманы газетного мира США «Чикаго Трибюн», «Балтимор Сан», «Лос-Анджелес таймс» и многие другие печатные и электронные СМИ оказались под угрозой закрытия. И это еще не конец.
«Майами геральд» ищет покупателей. Старейшая независимая газета в Колорадо «Монтан Рок Таймс» тоже на грани закрытия. Их хозяевам и держателям акций нечего винить нынешний мировой кризис. Они относились к прессе, к новостям лишь как к коммерческому продукту. Единственный ответ на снижение супердоходов от рекламы был в том, чтобы «экономить» на стоимости, т.е. сокращать зарплаты, увольнять журналистов, закрывать корпункты в США и за рубежом. Таким образом, страдали читатели и потребители честных и объективных новостей. И они оставляли газеты, не находя там того, что должно быть.
Претерпела изменения и профессия журналиста. Во многих случаях журналист стал пиарщиком, служит различным интересантам, а не своему читателю. Многие блогеры куда более надежны и объективны, чем некоторые журналисты. Уже не говоря о разросшихся в последнее время пропагандистских токшоу и рекламных реалтишоу, не имеющие ничего общего с журналистикой.
Газетные СМИ (и очевидно ТВ) терпят крах не из-за меняющихся реалий, а потому, что предали своего читателя.
Любой продукт или сервис, переходя в частные руки для извлечения прибыли в конце концов становится дорогим и плохим. Таково свойство свободнорыночного капитализма, где максимализация прибыли считается главной целью. Нельзя сказать, что владельцы газет не искали путей в меняющихся условиях. Ведь интернет поставляет новости бесплатно и происходит постоянный отток рекламодателей. Даже традиционные «газетные» рекламы автомашин и недвижимости нашли дорогу в интернет. Однако корыстолюбие, боязнь повредить сверхдоходам на традиционном рынке мешало внедрять новые модели достаточно быстро и смело.
Таким образом «шестая великая держава», как называли когда-то СМИ (в дополнение к пяти постоянным членам ООН) терпит крах.
Что делать? Ведь потребность в новостях остается. И кто заменит СМИ как важный институт охраны свободы слова? Ведь без свободы слова невозможна никакая эффективная борьба с коррупцией. Вот и сегодняшний арест губернатора Иллинойса Благоевича был бы невозможен, если бы не честное расследование «Чикаго Трибюн». Никакой блогер не имеет ресурсов и веса для такого расследования.
Разумеется, существуют различные модели, как сеть «Национальное общественное радио» (NPR) в США, существующее за счет пожертвований публики или независимая корпорация Би-БИ-СИ, существующая на госбюджете. Понятно и, что новости стоят немалых денег. Без СМИ мы обречены на жвачку от правительственных пресс-секретариатов и коммерческих пиарщиков.
Нет сомнения, что решение придет. И придет оно не от свободнорыночной жадности, доведшей до краха вверенную ему важную сферу нашей жизни.