Существует некоторое предубеждение против буддизма по причине недопонимания сути и значения тантрических образов. См. например, книгу о. Андрея Кураева "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии", главу 12 "Шамбала зияющая". В ней он по смыслу связывает тантрические божества с христианскими демонами. Что ж, дьякону простительно. Но непростительно ученым.
Буддолог Алекс Берзин о том почему "мощные (т.е. гневные) божества не обозначают Дьявола":
"Медитативные образы будд бывают мирными и мощными, что на самом простом уровне легко определить по тому, улыбаются они или скалят клыки. А точнее, у мощных медитативных образов устрашающие лица, целый арсенал оружия и они стоят, объятые пламенем. Отчасти заблуждение по поводу роли и смысла этих мощных медитативных образов возникает из-за общепринятого перевода их названия как «гневных» божеств.
Для многих западных людей с библейским воспитанием термин «гневное божество» имеет коннотацию всемогущего существа в праведном мстительном гневе. Такое существо несёт божественное возмездие в качестве наказания для злодеев, ослушавшихся его законов или оскорбивших его. Для некоторых людей гневное божество может даже означать Дьявола или демона на стороне тьмы.
Буддийское значение не имеет со всем этим ничего общего. Хотя тибетский термин происходит от одного из распространённых слов для обозначения гнева, в этом случае гнев по смыслу ближе к отвращению - грубому состоянию ума, направленному на объект с желанием избавиться от него. Таким образом, более подходящим переводом может быть «мощный медитативный образ».
Мощные медитативные образы символизируют сильные, энергичные средства, часто необходимые, чтобы прорваться через умственные и эмоциональные блоки, мешающие человеку быть здравомыслящим и сострадательным. Враги, которых эти медитативные образы сокрушают, - это глупость, лень и эгоизм. Оружие, которое они используют, - это положительные качества, развитые на духовном пути, такие как сосредоточение, энтузиазм и любовь. Охватывающее их пламя - это различные типы глубокого осознавания (мудрости), которые сжигают омрачения. Визуализация себя в качестве мощного медитативного образа помогает обуздать энергию ума и обрести решимость победить «внутренних врагов»." (Калачакра, тантра и мир во всём мире /
Источник)
О том же самом только под другим углом пишет другой ученый - Евгений Торчинов:
"Тантрический буддизм вызвал к жизни новый пантеон божеств, неизвестных другим формам буддизма. Когда на буддийской иконе изображено многорукое и многоголовое, увешанное черепами божество, сжимающее зачастую в объятиях свою праджню, то это икона именно тантрического буддизма. Каков же религиозный смысл таких образов?
Подобно тому, как сексуальный символизм тантр имел свой прообраз в архаических культах плодородия (видимо, дравидийского происхождения) древнейшей Индии, которые были радикально переосмыслены буддизмом и стали, по существу, дериватами архаических культов и образов, будучи включенными в систему буддийской философии и психологии, тантрический пантеон также в значительной степени коренился в культах архаических божеств, почитание которых по большей части сохранилось в низших сословиях и кастах индийского общества и за их пределами y париев (домби, чандала). Кто такие все эти тантрические йогини (ведьмы, бесовки) и дакини, волшебные девы, обучающие адептов высшим тайнам на кладбищах среди скелетов и кремационного пепла? По своему происхождению это весьма малопривлекательные вампиры-кровососы (их клычки видны и на тибетских иконах-танка), упыри и демоны низшего пласта индийской мифологии. Но разве их гротескные и ужасные образы не соответствуют лучше всего сюрреалистическим порождениям раскрепостившегося и бушующего подсознания? Или не лучшим ли образом символизирует идею всеприсутствия и всеобщности природы будды, образующей суть даже порочных психических импульсов, превращение кровопийцы-оборотня в носителя тайн пути к освобождению? Буддийские йогины к тому же не упустили и возможность слегка эпатировать монашескую элиту почитанием подобных образов. Вообще же следует сказать, что Ваджраяна, использовав форму, внешность объектов древних культов и народных верований и суеверий, радикально переосмыслила их содержание, преобразив первобытных демонов и бесовок в символы тех или иных состояний психики, что превратило их в искусственно сконструированные архетипы или, точнее, в искусственно сконструированные образы архетипов бессознательного." (Религии мира: опыт запредельного. Глава "Тантрический буддизм (Ваджраяна)" /
Источник)