Зуб Будды

Jul 22, 2012 15:00


Читая и перечитывая некоторую ориенталистскую литературу, я наткнулся на одну интересную историю.
Эта история встречается в двух известных мне книгах - "Струны Земли (Мысли в Сиккиме)" Николая Рериха и "Мистики и маги Тибета" Александры Давид-Неэль. Оба пересказа ее похожи, в их основе лежит одно и то же старинное предание. Если и есть различия, то не очень большие, так например Давид-Неэль пишет не о зубе Будды, а о зубе его ученика Шарипутры и т.д.

Приведу более короткий вариант этой истории в изложении Николая Рериха:



Святослав Рерих. Тибетская женщина. 1926

"Священны талисманы. Мать много раз просила сына привезти ей священное сокровище Будды. Но молодец забывал просьбу матери. Говорит она: "Вот умру перед тобой, если не принесешь теперь мне". Но побывал сынок в Лхасе и опять забыл материнскую просьбу. Уже за полдня езды от дома вспомнил, но где же найти в пустыне священные предметы? Нет ничего. Вот видит путник череп собачий. Решил, вынул зуб собаки и обернул желтым шелком. Везет к дому. Спрашивает старая: "Не забыл ли, сынок, мою последнюю просьбу?" Подает он ей зуб собачий в шелке и говорит: "Это зуб Будды". И кладет мать зуб в божницу и творит перед ним самые священные молитвы и обращает все свои помыслы к святыне. И сделалось чудо. Начал светиться зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса и многие священные предметы."

Александра Давид-Неэль заканчивает свой похожий пересказ истории такими строками:

"На основе этого предания возникла поговорка: "Ме гюс йе на, кхий со е тунг" ("Поклонение заставляет светится даже собачий зуб").

живопись, Святослав Рерих, Николай Рерих, литература, искусство, А. Давид-Неэль, буддизм

Previous post Next post
Up