Николай Рерих - Священные знаки

Apr 05, 2023 16:50



В своей повести «На вершинах» (изд. 2001 г.) писатель Валентин Сидоров приводит любопытное стихотворение Николая Рериха, датируемое 1915 годом. Оно носит название «Священные знаки». Приведу здесь его полностью:

Мы не знаем. Но они знают,
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов. Везде
герои прошли. «Знать» -
сладкое слово. «Помнить» -
страшное слово. Знать и
помнить. Помнить и знать.
Значит - верить.
Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы. Ковался
чудесный клинок. Берегли
письмена мудрые тайны.
И вновь явно все. Все ново.
Сказка-предание сделалось жизнью...

На следующих страницах своей книги Сидоров дает такую трактовку отдельных строчек этого стихотворения Рериха:

«Слово «гипотеза» приложимо и к пафосу стихотворения «Священные знаки»:

Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы.

Эти строчки поэт относил к Атлантиде.
Сейчас, когда теории о космических пришельцах и технической цивилизации, предшествовавшей нашей, - явление распространенное, они становятся даже сюжетами кинолент («Воспоминания о будущем»), вряд ли кого удивит такое предположение. «Что ж, - скажет наш современник, все более отвыкающий удивляться, - как гипотеза это вполне допустимо».
Но в те времена (1915 год) это было открытием, это было новым словом» (с. 87).

Продолжая данную нить рассуждений, можно вспомнить современные гипотезы о перемещении каменных блоков пирамид по воздуху с помощью либо внеземных технологий «пришельцев», либо силою заклинаний древних жрецов. «Силою духа возносились каменные глыбы».

Далее Сидоров пишет в своей книге: «Легенда, сказка, предание играли исключительную роль в творчестве художника. Смешение реального и легендарного, пожалуй, самая характерная особенность его стиля» (с. 83). И в другом месте: «Для Рериха неделим процесс, связующий воедино прошлое и будущее, историю и современность» (с. 90).

Творчество Н.К. Рериха тесно связано с мифологией. Можно наверное сказать, что в нем он воскрешает миф, сохраняя его в истории. О природе мифа хорошо пишет известный исследователь истории религии Мирча Элиаде в своей книге «Аспекты мифа». Всех интересующихся этой темой отсылаю к данному сочинению.

Если же говорить о начале XX века в России, то это был период духовных исканий. Известный писатель и философ Николай Бердяев в своей книге «Самопознание» пишет об этом так:

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» (Н.А. Бердяев. Самопознание. / ЛитРес: [сайт]. URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/samopoznanie/chitat-onlayn/page-11/ (дата обращения: 05.04.2023).

Именно в то время и было написано Н.К. Рерихом это небольшое, но интересное во многих отношениях стихотворение «Священные знаки». В нем он, как и в некоторых других своих произведениях, нащупывает нить новых исканий человечества и прокладывает пути для будущего. Появившиеся в последующие десятилетия после его ухода такие области исследований, как уфология и альтернативная история, подтвердили некоторые его догадки. И пусть кое-что из объектов таких исследований тоже пока находится на уровне гипотез, но все-таки иногда многое из этого входит и в разряд неоспоримых фактов, пусть пока и необъясненных с помощью так называемой официальной науки.

________
В тексте использовано изображение картины Н.К. Рериха «Атлант» (1921).

альтернативная история, загадки, Николай Рерих, искусство, уфология, поэзия, Атлантида, эзотерика, Мирча Элиаде, литература, Валентин Сидоров, культура, мифология, творчество

Previous post Next post
Up