О чем-то постоянном и вечном

Mar 17, 2023 16:00



Человек, который созерцает картины Н.К. Рериха, может преодолевать ограничения своего ума, его сознание возносится, расширяется, достигая порой более высоких состояний, подобных состояниям мистиков и йогов.

По мнению известного философа и религиоведа Мирча Элиаде, символизм восхождения и полета «всегда относится к прорыву из состояния, которое стало заблокированным или «застывшим», к разлому плоскости, который делает возможным переход от одной формы бытия к другой - говоря кратко, к свободе «движения», свободе изменять положение и отбрасывать обусловленную систему» [1].

На большинстве картин Николая Рериха изображены горы, а значит в их содержании подспудно заложена та самая символика восхождения, о которой пишет Элиаде. Таким образом, художник подчеркивает идею духовного самосовершенствования, делает ее зримой и почти осязаемой, «наглядной». Образ гор связан с идеей преодоления. Где-то там среди Гималайских вершин живут легендарные Махатмы, преодолевшие все человеческие страсти и земные соблазны и достигшие совершенства.

Рерих писал в своих дневниках: «Спуск с горы всегда порождает какую-то грусть, но восхождение всегда сопряжено с великою радостью» [2]. Он знал об этой радости восхождения - и физического и духовного - не понаслышке, так как вместе с другими членами своей семьи прошел по тропам Центральной Азии, а также оставил после себя тысячи картин и этюдов - показав тем самым также и пример восхождения в духе.

На его картине «Жемчуг и исканий» (1925) итог такой долгой и неустанной работы духа символически изображен в виде жемчужного ожерелья, которое держит Учитель в своих руках и показывает своему ученику. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме - и это длительный процесс. Также и человек, преодолевая испытания, обретает новые качества, сущность его постепенно одухотворяется и становится сияющей, как переливающийся блеск перламутра [3]. Действие этой картины происходит на фоне величественных горных вершин, путь к которым также связан с преодолением себя, своей слабости и лени. Почти каждое из художественных произведений Н.К. Рериха, связанных с темой гор - это глубокий философский пейзаж, это «жемчуг исканий», запечатлевший прикасание к высшим смыслам бытия [4].

Горы на картинах Рериха по-разному освещены, различные краски играют на их склонах и вершинах так, словно бы на них падает отблеск Иного мира (Мира Огненного, по рериховскому Учению Агни Йоги). Их склоны, нередко изрезаные странным и причудливым образом, намекают на трудность и опасность пути наверх, к далеким вершинам... Все эти приемы, используемые художником в своих произведениях способны оказывать особое психологическое и духовное воздействие на чувства и сознание зрителей.

Известно, что в Индии художник получил прозвище «мастер гор». Его творчество оценено там не в меньшей степени, чем на его родине, в России, о чем свидетельствует то, как бережно сохраняются те места и реликвии, которые связаны с его именем. Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру сказал о пейзажах Рериха: «Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследия, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном...» [5].

«О чем-то постоянном и вечном»... Можно сказать, что эти слова Дж. Неру могут служить лейтмотивом ко всему творчеству Н.К. Рериха. Они хорошо передают сущность его картин, сокрытую под их многообразной символикой. Но тому, кто понимает тайный смысл их образов и сюжетов, может приоткрыться нечто большее, чем мы обычно видим своим поверхностным зрением...

Литература

1. Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. - М., 2022. С. 118.
2. Николай Рерих. Восхождение. Листы дневника. Том I. / Николай Рерих. Жизнь и творчество [сайт]. URL: https://rerih.org/library/3001/83 (дата обращения: 16.03.2023).
3. «Великие художники», том 29 «Николай Константинович Рерих»: Альбом. - М., 2010. С. 18.
4. Там же. С. 25.
5. Неру Дж. Выступление на посмертной выставке Н.К. Рериха в Дели // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М., 2001. С. 32.

Индия, Живая Этика, Николай Рерих, искусство, эзотерика, литература, Мирча Элиаде, творчество

Previous post Next post
Up