Сальвадор Дали - Метаморфозы Нарцисса

Mar 13, 2023 21:52

Рассмотрим картину Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса» (1937) и попробуем подобрать «ключи» к этому художественному произведению.



В основе его сюжета лежит древнегреческий миф о юноше Нарциссе, сыне беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лариопы, который, отвергнув любовь других (в частности, нимфы Эхо), загляделся на свое отражение в водах реки и умер от эгоистической любви к самому себе.

Имя Нарцисса уже в античности стало нарицательным и стало символизировать гордость и самовлюбленность [1]. Однако, вполне вероятно, что Дали по-своему переосмысливает данную историю. Он выделяет в ней другие элементы. Для него Нарцисс, заглядевшийся на свое отражение - это не столько эгоист, презревший мир людей, сколько герой, совершающий восхождение в своем внутреннем мире и достигающий в нем высот, преодолевающий ограничения серости, пошлости и неведенья, открывающий высшие (вечные) ценности и претворяющий их в жизнь.

Можно интерпретировать цветок нарцисс, прорывающийся сквозь скорлупу яйца (можно здесь вспомнить, что во многих мифологиях яйцо является символом мироздания), как душу самого Нарцисса, преодолевшую ограничения физической (обыденной) реальности и осуществившую прорыв в мир, где царят Искусство, Философия и Религия. Нарцисс умирает для этого мира, чтобы ожить в ином мире - более гармоничном и совершенном, т.е. в «мире мифического» (по Элиаде). Земной же мир, который он отверг, продолжает жить своей жизнью, не обращая на него никакого внимания (фигуры на заднем плане картины, повернутые к нему спиной)...

Мирча Элиаде в своей книге «Мифы, сновидения, мистерии» пишет: «Совсем недавно мы наблюдали в сюрреализме огромный взрыв мифологической тематики и изначальных символов» [2]. В другом месте той же книги читаем: «Копирование этих архетипов выдает определенную неудовлетворенность своей собственной личной историей. Смутную попытку выйти за рамки своей местной провинциальной истории и снова очутиться в том или ином Великом Времени - будь то просто мифическое время первых сюрреалистов или манифест экзистенциалистов» [3]. Возможно, что в процитированных выше отрывках автор намекает в том числе и на картину С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», как один из самых ярких и показательных примеров использования темы мифологии в современном искусстве.

Возможна также интерпретация данного произведения с точки зрения теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Известно, что сам Сальвадор Дали был поклонником учения Фрейда и часто включал идеи последнего в свои произведения. Очевидно, что ему был интересен миф о Нарциссе, поскольку сам он находил в себе «нарциссические черты» (можно вспомнить, что термин «нарциссизм» впервые был введен в психологию тем же Фрейдом), и, пытаясь разобраться в себе, он переносил на холст результаты своих размышлений и самоанализа. В последних строках своей поэмы, написанной к этой картине, художник говорит: «Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это - я. Да, Нарцисс - это я» [4]. Кстати, интересный факт: именно эту свою картину Дали показывал Фрейду во время своей единственной встречи с ним в 1938 году в Лондоне.

Можно увидеть в содержании картины «Метаморфозы Нарцисса» и отображение идеи сублимации. Вот что говорит о сублимации сам Дали: «Сексуальное влечение - основа творчества. Накопленная за долгое время неудовлетворенность перерастает в процесс, который Фрейд называет сублимацией. Все, что мы недополучаем в плане эротическом, сублимируется в произведение искусства» [5]. Герой Нарцисс, удаляясь от чувственных удовольствий, «перенаправляет», накопленную таким образом, энергию, переводя ее в русло творчества и самопознания.

А по мнению искусствоведа Александра Рожина, романтическая история о юноше Нарциссе для Дали послужила поводом иной, всеобъемлющей трактовки древнего мифа, связанной с судьбой своего народа, а быть может, и человечества [6]. По-видимому, этот автор имеет в виду политическую ситуацию, сложившуюся в Европе в конце 30-х годов прошлого столетия.

Это только некоторые из возможных способов толкования данного произведения, могут быть и другие. Наверное, каждый может открыть в картине Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса» что-то свое, близкое и понятное только ему одному...

В статье предпринят далеко не полный анализ скрытого смысла этой картины. Вскоре, наверное последуют и другие исследования, а, может быть, они уже и были предприняты когда-то в прошлом, просто мы о них ничего не знаем.

Несомненно, что эта картина, являясь вершиной раннего, «сюрреалистического периода» в творчестве художника, таит в себе немало загадок. Ее содержание не является бессмыслицей, или случайной комбинацией элементов больного воображения, а выстроено в четкую и законченную систему, в соответствии с провозглашенным С. Дали «параноидально-критическим методом».

Примечания

1. Википедия, статья «Нарцисс (мифология)» (дата обращения: 10.03.2023).
2. Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. - М., 2022. С. 32.
3. Там же. С. 30.
4. Сальвадор Дали. Метаморфозы Нарцисса (поэма). Перевод с испанского Н. Малиновской (журнал «Иностранная литература», номер 4, 2002). / Prosodia. Медиа о поэзии [сайт]. URL: https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/salvador-dali-da-nartsiss-eto-ya/ (дата обращения: 10.03.2023).
5. Сальвадор Дали. Мысли и анекдоты. - М., 2010. С. 32.
6. Александр Рожин. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М., 1992. С. 90.

Зигмунд Фрейд, психоанализ, Сальвадор Дали, история, искусство, психология, религия, философия, сюрреализм, искусствоведение, Мирча Элиаде, литература, мифология, творчество

Previous post Next post
Up