Воскресное утро, за окном еще темно. Пора вставать? Нет, проснулся раньше будильника, можно еще поваляться.. По утрам уже холодно, совсем не хочется выбираться из под теплого одеялка. Спускаюсь вниз, заказываю шаттл на 8:30, надо быть пораньше.. Завтрак совсем не как курс рубля, стабилен. В меню меняются разве что крышечи для чашек с кофе, сегодня они черного цвета. Проверка почты, ВК, всем привет, всем доброе утро. Вещи собраны. Рамон, шаттл в ангар 7! Кричит по рации заступившая на смену Анна. Как вы знаете Рамон, это гоньщик формулы один, в душе.
-Привет Рамон.
-Привет, ты готов?
-Да! Конечно, готов к экстримальному 3х минутному заезду.
Сорвавшись с места мы несемся в ангар! В школе пока никого, воскресное утро, наверное все спят еще. Ан нет подтягиваются инструктора. Новый инструктор, с непроизносимым израильским именем, Крисс и Кит уже тут. Немного поболтав о том о сем, все трое отправляются забирать самолеты с тех. обслуживания. А я сижу жду Скотта.. Скотт это стэйдж чекер. Да забыл Вам сказать, сегодня у меня Стэдж чек, курса полетов по приборам.
Понедельник утро.. разлепляю один глаз, две минуты до будильника. Холодно, вылезать из под одеялка совсем не хочется. Но надо. Спускаюсь вниз, заказываю шаттл на 8:30. Странно, но сегодня крышечки белые.. Проверяю почту, ВК, всем привет всем хорошего дня! прием пищи окончен, надо подготовить план полета, KABE-KWBW-KABE, на земном языке Алентаун-Вайоминг Валей и обратно. Открываем айпад, достаю карту, линейку, карандаш, флайткомпьютер. Завтракающий рядом экипаж, с улыбкой оценил студенческие маневры за столом. Ну ничего, может и мне, когда нибудь форму выдадут) План готов. Рамон шаттл в ангар 7. Кричит в рацию Джамилка.
-Привет Рамон.
-Привет, готов?
-Как всегда.
Трех минутное ралли и мы у ангара. В школе никого, только уборщица заканчивает с мытьем полов. Но я вижу рюкзак своего инструктора Димы. Уже в небе, молодец. Так надо заполнить папку, записать все полеты и ждать Денниса. Да я забыл Вам сказать, сегодня у меня стэйдж чек комерческого курса. Деннис это стэйдж чекер.
Воскресенье.
-Привет Скотт.
-О привет, сорри я немного запоздал, был долгий полет.
-Ничего страшного.
-Окей, готовь самолет, я закончу бумажную работу и мы начнем.
-Окей.
Сегодня у меня цессна 47108, оборудованная чудо прибором под названием GARMIN 430, это GPS навигатор, почти как автомобильный, но более продвинутый и сильно облегчающий жизнь пилота! Заправка, осмотр самолета, а вот и Скотт подошел.
-Самолет готов, можем лететь.
-Ок, я буду задавать вопросы в процессе полета.
Несколько вопросов по системам самолета в процессе подготовки к запуску. Запрос разрешения на вылет, погода сегодня неплохая. Руление, взлет.
-Окей Алекс, беру управление на себя, одевай очки.
-Хорошо. Отдаю управление Скотту, надеваю очки. Подход как специально, начинает векторить, это одно из задания для проверки6 выдерживать курс и высоту, только по приборам. Добрались до северной тренировочной зоны. Доложили подходу.
-Курс 090, снижение до 2500 с постоянной скоростью снижения 60 узлов.
-Выполняю. Ветерок все таки на высоте есть, немного потрясывает и поигрывает самолетом, приходится с ним бороться.
-Хорошо, теперь набор до 3000 с вертикальной 500 футов в минуту и разворот на курс 010.
Покружившись так несколько раз, ветерок зараза все таки мешал идеально выдерживать скорость, но все получилось в рамках допустимой погрешности.
-Так, у нас вышла из строя ваккумная помпа, авигоризонт и хединг не работают,- Скотт заклеивает мне эти приборы бумажками. -как будем ориентироваться?
-Положение самолета относительно горизонта по указателю разворота, а направление по компасу.
-Ок. Курс 270.
-Выполняю, компас, по которому сейчас мы ориентируемся, имеет некоторые минусы в своей работе, если мы поворачиваем с северного направления то в начале нашего разворота он замирает на месте, а потом нехотя начинает крутиться в обратную сторону, и тут главное не запутаться.
-Ок, курс 170.
-Выполняю. еще одна погрешность компаса, когда вы совершаете разворот к югу, то надо пролететь желаемый курс на 15 градусов и на половинку вашей географической широты. В нашем случае, надо перелететь курс 170 на 30 градусов и когда вы на компасе увидите отметку 140, выводить самолет в горизонт, и компас довернется на курс 170, чудо? нет мистика!)
-Курс 360.
-Выполняю. А вот в случае с разворотами к северу, все наоборот, вам надо не долететь до желаемого курса 30 градусов. В нашем случае, мы делаем левый разворот с курса 170 на курс 360, значит выводим самолет в горизонт за 30 градусов до. И о чудо, когда компас успокаивается, он показывает, что мы летим строго на север.
Следующее задание, было стандартные развороты по времени, а помпа так и не работает. То есть у нас нет до сих пор хединга. Но тут проще, стандартный разворот на 360 градусов занимает ровно 2 минуты, с какой бы индикаторной скоростью вы не летели. Главное выполнить скоординирванный разворот, для этого у нас есть прибор, указатель разворота. Ориентируемся по нему и по секундомеру.
-Курс 180, сколько займет времени стандартный разворот?
-Мы разворачиваемся с курса 360, 180градусов, займет одну минуту.
-Ок, как будешь готов выполняй.
-Выполняю. включаю секундомер, стараюсь выполнять координированный разворот, ветерок зараза мешает, но все получается более менее.
-Разворот с курса 180 влево на курс 270, сколько времени?
-270 градусов, 1минута 30 секунд.
-Ок, поехали..
-Поехали.
Тут вышла промашка на 20 градусов, так как скоординировать не совсем получилось, доворачиваю на нужный курс.
-Окей, помпа ожила. расскажи мне как будешь выводить самолет из нестандартного положения при потере пространственной ориентации. ты определил, что самолет резко набирает высоту с креном влево, твои действия.
-Набирает высоту, значит скорость падает, добавляю тягу, опускаю нос в горизон и убираю крен.
-Хорошо, теперь ты обнаружил, что самолет пикирует с креном вправо.
-Убираю тягу, убираю крен и вывожу в горизонт.
-Окей, давай теперь это и попробуем.
-Хорошо. Я отдаю контроль Скотту, закрываю глаза, голову на бок. Хммм, скот выполняет все маневры без перегрузок6 понять или почувствовать куда мы летим не получается..
-Выводи.
Быстрый взгляд на скорость,падает, авиагоризон, крен вправо, нос вверх, даю полную тягу и вывожу самолет в горизонтальный потлет, делаем это еще несколько раз, и каждый раз я не знаю, точнее не могу почувствовать куда мы летим, Скотт делает это здорово..
Понедельник.
Заполняю свою школьную папку, проверяю еще раз погоду, погода просто супер сегодня.
-Привет Алекс,
-Ой привет Пол,- что он тут делает? наверное чек райд у кого то.
-Как дела? учишься?
-Да учусь вот.
-Так слушай, я диспетчер ты пилот.
-Так
-cleared to Wilkes Berre as filed, climb and maintain 3000 until advise, expect 4500 after one zero minuets, deparcher friquency 124.45 void time....etc. Readback
- Разрешено по плану в Вилкс-Берри, набирайте и сохраняйте 3000 до команды, ожидайте 4500 через десять минут, частота подхода 124,45 дальше не запомнил..
-Ну ничего молодец, тренируйся.- И Пол ушел по своим чекрайдерским делам.
Фух вот так встреча.
-Алекс привет, ты тут?
-Да, привет Деннис.
-Окей начнем?
-Да, я готов.
Деннис помучал немного теорией, но ничего сложного не было.
-Готовь самолет Алекс.
Сегодня у меня 6596Р, хороший поросенок и только что с тех обслуживания. Стандартные процедуры, заправка, садимся в самолет, разрешение на вылет, руление, взлет все как обычно. Только вот сегодня ветерок отдыхает, но это и хорошо. пролетев второй чек поинт, Деннису показалос, что погода впереди ухудшилась, да и дома что то не весело, надо что то придумывать. Хотя погодка то миллион на миллион.
-Что будем делать Алекс? Ты видишь какие плохие условия?
-Да, вижу. Будем уходить на запасной. Смотрю в карту, ух ты а как раз рядом есть аэропорт, Арнел Мемориал, странно и у меня почему то вся информация есть по этому аэродрому, прям совпадение какое то)
Запрашиваю у диспетчера уход на запасной, добавляю, что для тренировки, а то погода то в самом деле хорошая. Разварачиваемся к аэродрому, начинаю снижение, прошу у диспетчера разрешение на смену частоты, слушаю погоду, винд калм, здорово штиль это хорошо) Собщаю Деннису, что мне по душе полоса 26, с начала пройдем над аэродромом на 2500 посмотрим, как там и что, развернемся и зайдем в аэродромный круг под 45 градусов, ну собственно как учили. Делаю анонс на частоте CTAF, так как это аэродром не контролируемый. Пролетаем над, красота никого нет, разворачиваюсь, входим в паттерн, выполняю заход, на финале щелкаю тангеткой 7 раз, загораются огни VASI, это очень полезные огоньк которые показывают вам на глиссаде вы или выше или ниже. В таких услових садиться одно удовольствие. подходим к полосе, я буду делать шорт филд. сказал я сам себе, про себя. Бумкаемся в номера. Закрылки убрать, тоормозим. Поросенок затрясся, штурвл на себя. Завибрировал всеми фибрами души. отпускаю тормоза. Что за фигня с ним такая.. Как будто все колеса восмеркой.
-Воу Алекс, ты меня напугал!
-Да я сам испугался. Что такое с тормозами?
-Надо больше тянуть штурвал и не надо так резко.
-Сорри Денис я не предупредил, что буду делать шорт филд.
-Ок, все хорошо.
Воскресенье.
-Ок Алекс, возвращаемся домой, курс на VOR Аллентауна, после пролета я хочу, что бы ты захватил 310й радиал от VOR.
-Хорошо. Настраиваю приемник, летим на VOR, так блин, радиал от VOR, составляю картинку в голове, пока еще есть несколько минут. Пролетаем VOR, накручиваю на приемнике 310, стрелка слева, так доворачиваем влево на захват, в голове мысль, может я что то делаю не так? Руки тянутся к приемнику, зачем то накручиваю на нем курс 130...
-Алекс, все было правильно, зачем ты крутишь приемник,
-Да? окей,- возврашаю настройки назад. Блин вот почему я все время сомневаюсь? захватили 310 радиал, выполнили заход, снимаю очки уже перед полосой, немного борюсь с ветерком, посадка...
Понедельник.
-Ок Алекс, шорт филд взлет, летим прямо на VOR Аллентауна.
-Хорошо.
Взлетаем, связываемся с подходом, просим разрешение лететь на VOR, мне диспетчер дает вектор, смотрю на Денниса, он более убедительно общается с диспом и мы летим прямо на VOR.
-После пролета, выполняем обычный визуальный заход.
-Хорошо.
Выполняю заход, ветра нет, мягенько притираю цессну к полосе, ровненько и красиво, плавно опускаю переднюю стойку...
Воскресенье.
Заруливаем на стоянку.
-Алекс, хорошая работа. Все было не плохо. Ветер мешал, но у тебя еще есть время потренироваться.
-Спасибо.
Хорошая погодка иду по перрону и улыбаюсь стоящим самолетам.
Понедельник.
Заруливаем на стоянку.
-Алекс, хороший полет, молодец. Замечаний нет.
-Спасибо.
Иду по перрону, погода еще лучше чем вчера. Опять улыбаюсь стоящим на перроне самолетам.
Продолжение слдует.