Странное ощущение чрезмерного спокойствия и легкости. Похожее было 3 года назад. В Греции, в ноябре. Я лежала у древнего замка на траве в полном одиночестве и загорала (если не считать чаек, которые то и дело подходили ко мне и начинали разглядывать меня, мою книгу и фотоаппарат). Мне очень нравилось прикасаться к земле, к камням, к каким-то шафрановым от солнечных лучей, колючим растениям... А потом часами я бродила по почти пустынным улицам, ела овощные сэндвичи, булочки с оливками и фруктовые салаты. Один раз я искупалась во время грозы, причем грозы там тоже были невероятно умиротворяющими. Облака становились все темнее и тяжелее и постепенно превращались в неподвижную черную скалу. Воздух был прохладным, но не холодным. Чайки переставали кричать. И был слышен только шум дождя и моря. Сейчас рядом со мной нет ноябрьского моря, бесшумных чаек и греческих оливок. Но, несмотря на постоянную суету и непрерывный поток дел, я испытываю отчасти сходное состояние.
За последний год произошли изменения, благодаря которым я стала иначе относиться ко многим вещам. Например, теперь я вообще не умею испытывать ненависть. И тут есть один секрет.
Мне не пришлось поступать с нею так, как с ленью, которой я мысленно помогла собрать чемоданчик, приготовила прощальный ужин, проводила на вокзал, где купила билет в волшебную страну Леньляндию, в которой ей должно быть интересно и весело, где живут другие расчудесные лени и где есть все, что им нравится, ибо логические доводы были тогда бессильны: диваны и кресла завораживали своею мягкостью, а плед был одновременно пушистым и бархатистым... глаза сами собой закрывались, и слова одной героини из фильма Джармуша невольно вспоминались и звучали как нечто сакральное: "Спать - это так приятно"...)
Что же касается ненависти, то данная проблема решается раз и навсегда именно на рациональном уровне. Надо просто осознать одну простую истину) Почти все её знают, но не все осознают. Разучиться испытывать ненависть мне помог Гитлер, который однажды забрел в один из моих снов. Но это долгая история, я скоро об этом напишу подробнее, а пока скажу еще, что вчера я наконец-то научилась любить без привязанности. Т.е. я могу хотеть быть рядом с теми, кого люблю в том или ином смысле этого слова, говорить с ними, желать, чтобы они были счастливы. Мне интересно знать, что они думают обо мне, как ко мне относятся, но... какие слова они скажут, какими жестами выразят свои чувства, когда мы встретимся однажды у какого-нибудь лесного водопада, в библиотеке, на пустыре или на станции метро, какого цвета будут их глаза в этот момент, взойдет ли при этом луна или на землю обрушится цунами, взлетят ли при этом в небо стаи птиц, проплывут ли миллионы рыб, расцветут ли в горах эдельвейсы - это не самое главное, я не хочу слишком зависеть от этих сценариев, и мое ощущение счастья напрямую с этим не связано.
Поженимся ли мы или пойдем вместе есть мороженое, будут ли эти люди любить ту же музыку, что и я, будут ли выращивать кофейные деревья у себя на подоконнике и отправятся ли они однажды со мной вместе искать бобров в Строгино... я точно знаю, что никогда не захочу получить власть над кем бы то ни было, подчинить, заставить делать что-то против воли, превратить в колечко, которое можно будет всегда носить на пальце, не боясь, что оно уйдет или умрет (как однажды написала в сочинении одна моя десятилетняя ученица). Конечно, если начинаются какие-то отношения, то часто приходится искать компромиссные варианты для решения некоторых проблем. Но вопрос в том, так ли необходимы отношения, если человек не хочет никаких компромиссов и баланс невозможен? Сейчас я думаю, что едва ли. И думаю об этом спокойно, без каких бы то ни было сильных эмоций.
Даже с негативными (или просто мешающими мне в тот или иной момент) состояниями я не борюсь, не подавляю их и не подчиняю, а поступаю так, как описано выше) Кроме того, если человек любит, то... еще одна очевидная истина: он любит всегда лишь впечатление, возникшее от сочетаний каких-то деталей, и свою способность смотреть на эти детали под тем или иным углом. Иногда чувство любви вызывает лишь "загадочный взгляд" какой-н. княгини Р., тембр голоса или фраза, которая была произнесена в определенную минуту. И не любят всегда не человека, а образ, который, например, много ворчал и не умел варить борщ, но при этом ни разу не успел улыбнуться своею очаровательной улыбкой, показать свои гениальные стихи или перевел старушку через дорогу 20-го марта, а не в тот день, когда ему встретился человек, для которого он навсегда остался ворчащим плохим кулинаром.
Большинство книг и фильмов, которые прежде вызывали в моей душе сильное волнение, теперь привлекают меня чисто теоретически. Для меня сейчас неактуальны многие конфликты, которые были актуальны раньше. Все эти бесконечные сверкающие кинжалы, дуэли, интриги и психологические манипуляции - все это невообразимо скучно) Но если есть интересная композиция в кадре или ритм в тексте... Например, в "Страшной мести" Гоголя есть места, мелодия которых очень красива.
Или "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" ведь тоже прелесть необычайная, хоть дело там уже, конечно же, не в красоте. И так получается, что сейчас сюжеты большинства т.н. "трагических произведений" мне кажутся весьма сходными с сюжетом этой повести.