Некоторые мысли по ходу лекции: Ошибки. Спорливость. Просьба. Жертва.

Feb 15, 2015 05:36

Сначала это просто ошибка. И она может остаться ошибкой. А может стать принципом. Ошибка: "то, что я сделал, противоречит моим принципам, неправильно". Но можно начать себя оправдывать: "то, что я сделал, правильно, я прав, это не ошибка, это правильный поступок. Меня вынудили обстоятельства так поступить, и иначе в этой ситуации было поступить невозможно, следовательно, я правильно поступил и так и надо поступать". Так ошибка превращается в принцип.

Я поняла, что трудного в просьбе, почему трудно просить. Потому что мы живём в товарных отношениях: ты мне - я тебе. А просьба - выход за рамки этих отношений. Причём я имею в виду не манипуляцию, не требование, не игру на чувстве долга, а именно просьбу, настоящую. В настоящей просьбе мы соприкасаемся с экзистенциальным. То же и о просьбе прощения. И это страшно. Выйти за рамки "должен", за рамки предопределенности, подчинения законам гражданским и законам природы. В просьбе никто не должен. В просьбе ты приходишь на территорию воли другого человека, выходишь из-под защиты законов и правил и оказываешься наедине с другим. То же и с тем, у кого просят. И с тем, что тобой движет, когда ты выполняешь просьбу. Насколько недетерминированным было твоё согласие или твой отказ? Это было неумение отказывать? Или страх, что тобой пользуются и хотят сделать из тебя дурачка? Или желание почувствовать себя хорошим? Значит, это не было движением твоей воли. Это могло быть страхом, противлением, жертвой, но не волей. "Милости прошу, а не жертвы". Вот принять решение своей волей, сердцем, состраданием - это выполнить просьбу по-настоящему. Не страхом за себя, а мыслью о другом.
Хотя вот и неправедным богатством можно приобретать себе друзей, и может сложиться так, что поступок, совершенный не из чистой воли, а из страха или слабости, окажется спасительным и, осознав, что в нём было, будешь Бога благодарить за эту слабость или тщеславие даже, заставившее поступить правильно, хоть и стыдно за это будет, но облегчение принесёт само случившееся, как негаданный выигрыш.

Про начало падения в пропасть и то, как в неё не упасть. Помощь Любящего взгляда:
Я вижу тебя.
Осознай, что с тобой происходит.
Я скажу тебе, почему не принята твоя жертва.
Я скажу, что тебе делать.
В тебе сейчас зло. Но не ты нуждаешься во зле, а зло нуждается в тебе.
(Осознание. Называние причины. Указание, что делать. Реальное подкрепление в борьбе).

Вот это приношение жертвы меня всегда удивляло с детства. Зачем Богу жертва? Древние греки кормили богов, одевали богов, строили им храмы... Я не понимала, зачем это. Боги же всемогущими считались. Что им, еды себе самим не раздобыть было? Ну с греческими богами вполне на бытовом уровне понятно: это еще мифология, тут те же товарные отношения: мы вам жертву - вы нам помощь. То самое магическое мышление.
И вот Богу тоже жертвоприношения. Очень смешанные чувства в этом у меня были. Из страха жертва, что покарает? Но не может такого быть! Из желания помочь Богу и позаботиться о Нём? Но это тоже удивительно. Бог всемогущ. Ему не нужна наша помощь.
Сейчас вот фраза: "Жертва - это способ общения с Богом". Этимологически слово "жертва" восходит к значению "хвала", "благодарность". И опять мой детский вопрос: "Зачем хвалить Бога?" Вот меня хвалят, чтобы мне было приятно, да ещё так покровительственно хвалят, те, кто лучше меня в делах разбирается. Но с Богом же не так. Богу же не нужно, чтоб я Его хвалила так, как меня хвалят. Там совсем в другом смысле хвала. А тут как раз хорошо опять пойти к ошибкам и принципам. Если я хвалю Бога, то только Он будет моим принципом, а ошибки свои я восхвалять не смогу и не смогу возвести в принцип. Потому что нельзя одновременно восхвалять и Бога, и свои ошибки.
И вот про жертву всё-таки. Это про давать своей волей. С мыслями не о себе, а о другом, в данном случае о Нём. Давать из любви, ради встречи, ради общения. Не из страха. Не подкупая. Не отделываясь. Не торгуясь. Не из обязанности. Не из тщеславия. Не откупаясь. А из любви и по свободной воле. Вот, мол, есть такой способ общаться. И только такой.И вот ты приходишь так и говоришь: я Тебя считаю своим принципом и Тебя славлю и хвалю и к Тебе пришёл, чтобы пообщаться с Тобой. И вот моя жертва, моя хвала и моя благодарность Тебе за то, что Ты есть со мной рядом всегда и смотришь на меня и видишь и помогаешь, я тоже смотрю на Тебя, продолжаю смотреть и продолжаю приходить к Тебе и быть с Тобой. Вот Тебе моя жертва, я её принёс, что быть с Тобой. Пока дым поднимается к небу, я могу общаться с Тобой, оказаться ближе к Тебе.
И вот тут ещё первое значение слова "жертва" в современном языке: человек, пострадавший или погибший от нападения кого-либо,в результате стихийного бедствия, несчастного случая, военных или преступных действий, подвергшийся насилию со стороны кого-либо.
Два значения то и дело "мигают" в этом слове: жертва как подвиг, как красивый осознанный выбор и жертва как унижение. В первом слышится хвала, во втором - подчинение, зависимость, отсутствие выбора, что-то антигероическое. Про того, кого герой спасает. Можно ради спасения жертвы принести что-то в жертву. Получается, что жертва - это то, что приносится, и тот, ради кого приносится. Слово одно и то же.
И действительно, самая большая осознанная жертва наиболее волевая и непредопределённая и свободная - это осознание себя той самой жертвой, находящейся во власти другого. Жертва Господу дух сокрушен, говорится в молитве. Это о том, что общение с Богом, обращение к Нему (жертва - способ общения с Богом после грехопадения) возможно только из сокрушенного духа. Если бы Адам и Ева в ответ на обращение к ним Бога принесли бы Ему в жертву сокрушенный дух, то это значило бы, что они признали свою ошибку ошибкой. Но они выбрали оправдываться и защищаться. Они выбрали сделать ошибку своим принципом. А как ты можешь общаться свободно с тем, от кого защищаешься? Это не общение, это отстаивание себя и своей ошибки, возведённый в принцип. Это не общение, это сражение и борьба.
Жертва - дух, сокрушающийся об ошибке и пришедший говорить о ней как об ошибке перед единственным настоящим Принципом. Об этом раскаяние. Об этом просьба о прощении. Вне закона, вне норм, потому что прощение - незаконно. Закон требует наказания. О прощении надо просить за стенами закона. Именно просить. Сняв с себя защиту законов и оправданий, открыв свою ошибку как ошибку, как занозу, которую надо вытащить, а не скрывая её, боясь проявления своей слабости. Бог - это не закон. Бог - это любовь. И с Ним нельзя по закону и по правилам, с ним нельзя товарными отношениями. Он за территорией этого. К Нему нужно прийти с просьбой о помощи, а не бодаться с Ним в щите самооправдания. И тогда Он укажет путь и вылечит раны, и возьмёт ошибки, стряхнёт их как соринки, омыв до чистоты те части души, которые Ему откроешь.
Previous post Next post
Up