Темка сложная. Я из неё, написав, выпуталась, но всё равно такая она, скользкая.
Про моё и не моё. Про ревность. Про обиды. Про благодарности.
Как-то много лет назад в школу к нам пришёл с лекцией Андрей Анатольевич Зализняк (спасибо Елене Ивановне, поддерживающей традицию Лектория в школе, спасибо Илье, пригласившему Андрея Анатольевича). После лекции пили чай. Разговаривали. Андрей Анатольевич рассказывал про раскопки в Великом Новгороде. И тут Варя и говорит: "А можно нам с детьми поехать тоже на раскопки?" (спасибо Варе, мне казалось такое предложение слишком смелым, даже почему-то бестактным, как спрашивать о чём-то, что тебе не положено, хоть и очень хочется). Андрей Анатольевич рассказал, с кем связаться, кто этим занимается. Я прыгала вокруг Вари, как коза, и скакала от радости. Мне очень хотелось отвезти тоже детей на раскопки в Великий Новгород. Но Варю от моих прыганий да и от меня несколько подташнивало, и она сказала, что не хочет заниматься этим вместе со мной, что если я хочу, вот мне телефоны и я могу организовывать всё сама.
Дальше спасибо всем тем, с кем я говорила по телефону. Особенно Елене Александровне. Потом спасибо Маше, которая согласилась с несносной мной организовывать эту поездку. Спасибо Илье, чьей рассылкой я пользовалась в поисках детей, желающих поехать с нами, кроме наших замечательных. Им тоже всем спасибо огромное.
Что такое для меня было эта поездка? Собственно, это было самозванство. С самого начала это было самозванством. Я не посмела бы спросить, можно ли нам, я не посмела бы сама за это взяться, если бы с самого начала знала, что Варя не захочет со мной связываться.
А особое самозванство в том, что я по-настоящему участвовала вместе с учёными и студентами историками в раскапывании истории, что я была на лекции, на которой Андрей Анатольевич показывал только-только откопанную грамоту и предлагал всем (и мне, раз уж всем, то и мне ведь тоже!) поломать голову над её расшифровкой. И я раньше всех (ну, мы, те, кто там были, раньше всех) знала об этих грамотах, до общей лекции в МГУ по итогам раскопок (а ещё перед этим спасибо Илье, который устроил для детей в школе ещё, до всех этих поездок факультатив по берестяным грамотам, на который я очень старательно ходила, и поэтому могла и правда хорошо понимать, о чём идёт речь).Я прям вместе работала с замечательными учёными, мы все шли к общей цели. Нам рассказывали, как там всё работает, как устроено, проводили необыкновенные лекции и экскурсии (изнутри). Это было потрясающе. Собственно, это, наверное, было первым взрослым моим делом.Моим. Прям МОИМ.Моим собственным, который я сама сделала. Хоть и случайно (не спроси тогда Варя, ничего бы не было), но получилось, что вот раз - и я оказалась тем, кто что-то начал. Я еще раз, пожалуй, скажу, как безмерно благодарна Маше, которая поехала со мной и была разумным началом в нашей паре. Потому что из меня тогда тоже фонтанировал только восторг, что, как я сейчас понимаю, могло сильно утомлять и совершенно не способствовало конструктиву.
И вот тут начинается это моё Я. Вот скажи мне, милое Я, что ты такого сделало, чтобы считать эту поездку своей, чтобы ожидать, что тебе, когда в декрет ты перестала ездить в Новгородские экспедиции да еще и прошло после этого несколько лет, чтобы тебе всё равно рассказывали о том, как съездили? Чтобы об отчётных конференциях в школе ты узнавала не из новостей сайта школы, а вот чтобы тебя позвали туда, а? Ты ведь не ездила уже пять лет. Всё. Это не твоё больше. Почему ты считаешь, что о тебе нужно помнить и тебе рассказывать, как съездили?
Ну всё. На слезу пробила. Вот только я не понимаю, чего и для чего и почему я хочу?
Скорее, это просто банальная жадность. Я тут хотела вспомнить про эти наши поездки, посмотреть новости с фотографиями на сайте. А там нет ничего. Давно это было. То ли в 2007, то ли в 2006-ом. Не помню уже. И архива никакого найти не могу.
Вот казалось бы, какая мне выгода от того, что можно найти документальное подтверждение моей какой-то причастности к этим поездкам? Не знаю какая. Раньше на сайте старшей школы висела страничка с рассказом обо мне как учителе и там было написано про Новгород и про экспедиции наши, а теперь нет моей странички. Потому что не работаю я больше в старшей школе. Только в младшей. А у нас в старшей школе принято убирать странички учителя с сайта, даже если ты ушла в декрет (ну я-то не в декрет, просто стало трудно в двух зданиях, ну и надобности во мне как в учителе там пока нет).(И мне это очень не нравится. Тем более, что и появляются они после возвращения далеко не сразу. А исчезают сразу. Как нарочно. Поскорее вычеркнуть почему-то. В смысле, вычёркивать как-то охотнее, чем заново возвращать. Вот Машу, например, в декрет ушедшую, убрали сразу, зато, вот она вернулась, а странички всё нет - ну это так, лирическое).
Мне важно почему-то закрепиться в этом моём деле. Ну да. Детище даже. В первом взрослом деле. Увидеть свидетельство того, что я там была и что это помнят. Потому, наверное, что это очень неприятно не быть. Ведь мне там так нравилось! Я там так обосновалась. Это то, что давало мне сил и доказывало мне, что я, оказывается, могу организовать такое дело, которое здорово пойдёт и будет ух каким! Вон, дети любят везде следить, следы оставлять, и мне тоже нравится. И Интернет-урок этим нравится. Вот, наследила и радуюсь...
Собственно, что мне надо? Заставить помнить никого я не могу. Ходить и кричать: Ребята, представляете, я это всё первая придумала и начала (ну, не совсем я, Варя этот процесс запустила, но я первая поехала)! - как-то глупо. Во-первых, до меня в Великий Новгород поехала экспедиция МГУ и устроила там раскопки. А до них туда прибыли те, кто собственно и оставил продукты своей жизнедеятельности, которые мы все там и откапывали. А во-вторых, ну и что с того? Это всё в прошлом, история (только древним новгородцам побольше повезло: их следы археологи раскапывают, а моих следов не осталось).
В общем, на самом деле я замечательно попаразитировала на уже имеющемся. И очень, конечно, мне хочется установить монополию на это паразитирование;). Но, пожалуй, не буду.))) Это ведь всем полезно. А монополия на паразитирование - это как-то несолидно.)
Фух. Отлично. Отпустило.
Хотя, конечно, чувства Снифа, первого нашедшего дорогу к приключениям и этим обосновывающим свои права собственности на эту дорогу и то, к чему она вела, мне очень понятны. Но почему-то когда читаешь про Снифа, это смешно. А когда касается тебя, становится очень серьёзным и важным. А на самом деле всё же смешно.