Штирлиц. Продолжение.В тылу врага.

Jan 08, 2014 03:11

Это очень трудно найти середину между "Надо, я сказала!" и "Да ну тебя, делай что хочешь, мне наплевать". Вообще контроль и пофигизм - это две стороны одной медали. Если я не могу тебя контролировать, я отказываюсь от контроля над тобой вообще, полностью, решай все сам. Это те две противоположности, которые едины в своей борьбе, и обычно одной начинается, а другой заканчивается, а еще чаще они перетекают одна в другую по образцу движения маятника.
А правильно это так, чтобы добиваешься, например, соблюдения режима, но при этом это не твоя только инициатива, когда ты тащишь связанного по рукам и ногам и брыкающегося ребенка, который время от времени таки вырывается и убегает, от одного момента к другому, а когда это общие правила, и оба понимают необходимость их соблюдения.
Меня все время удивляет, когда ребенок вдруг начинается слушаться сам, хотя у меня нет никакого рычага. И это лакмусовая бумажка, что тут я поступила правильно.
Укладываю спать. Не хочет, хочет уйти. Запираю дверь (понимая, что это неправильный, очень неправильный ход), заманиваю в кровать, рассказываю пару сказок, затихаю, жду, когда заснет. Долго лежит, я уже было расслабляюсь. Потом вдруг встает, надевает тапки: "Я не хочу спать, я пойду" - "Куда?" - "Туда". Идет к двери: "Открой дверь" - "Хорошо, открою, но сейчас пора спать" - "Открой" - "Ты там сам справишься: поверни ручку в сторону. Только сейчас пора спать уже". Поворачивает ручку, открывает дверь: "Я пойду?" - "Иди. Только сейчас тебе пора спать". Он стоит некоторое время около двери, потом закрывает ее, запирает снова, возвращается: "Я не хочу спать" - "Ну иди сюда, я тебе расскажу, почему спать надо". Он ложится, я мелю какую-то чепуху про "растешь, отдыхаешь, не капризничаешь", потом говорю, что я могу побыть тут с ним, пока он засыпает, чтобы ему было приятнее. Он ложится мне на ноги, обнимает, потом через минуту говорит, что хочет спать и переваливается на подушку. Спит.

Больше всего меня поразил момент, когда он, стоя около двери, которую открыл, спросил меня вдруг "Ну я пойду?", а потом в ответ на разрешение идти, но с напоминанием, что сейчас время сна, подумал и закрыл дверь и вернулся к кровати. Сам. Я его не звала и не требовала. Он просто сам принял это решение.

Мог бы быть и другой сценарий: он бы рыдал перед закрытой дверью, требовал его выпустить, дрался бы, а потом, наверное, заснул от бессилия, либо я сказала бы: "Да ладно, не спи, хорошо" и подождала бы, пока он вырубится сам. И там, и там, кстати, вырубился бы он от бессиля в результате сам, а не по моему настоянию.
Вот эта полосочка между заставить и плюнуть, на которой балансируешь. Еще я поняла, что это и про мои границы, про взрослого вообще. Требует, приказывает, контролирует - ребенок, который хочет, чтобы ВСЕ было по его, обижается и отказывается вообще хоть что-то решать в ответ на неудавшиеся попытки тоже ребенок. Ах, ты не хочешь быть дочкой в розовом платьице в игре "дочки-матери", я тогда с тобой вообще играть не буду!
А взрослый понимает, где он, а где ребенок. Он видит разницу между ними. А это важно отграничивать детей от взрослых. Очень важно. Причем не снаружи даже, для ребенка, а внутри, для себя. Важно, да, видеть, где вода, а где берег, важно чувствовать берега, из которых ребенок не должен выходить и которые нельзя сдвигать, уменьшая русло реки, потому что течение тогда становится сильным и бурным. Да, взрослый - это тот, кто чувствует берега и позволяет чувствовать их ребенку, при этом не нарушая его течения.

родительские кризисы, контролёр-манипулятор, драки, Мишкина агрессия, 3, кризис

Previous post Next post
Up