Интересно, что он усваивает не столько способ действия, которому его пытается научить взрослый, а то, КАК его учат, каким образом, какие слова используют, какие чувства при этом испытывают. И насколько обоснованно учат и насколько дают проявить свои интересы самому.
Если учат жизни раздраженно и одергивая, он учится учить других, раздражаясь и одергивая, осваивает такой стиль общения с младшими или непонимающими. Учится самотверждаться за их счет и чувствовать себя сильным и умным за счет слабости других и их неинформированности.
да, он учится не тому, чему его учат, а тому, как надо учить и общаться и объяснять и добиваться своего и указывать на ошибки. И чего бояться. Он учится либо раздражению и неприязни к ошибкам и неуважению к представлениям о жизни других людей, либо чувству такта и бережному отношению к чужой точке зрения. Учится, в том числе разрешать быть другим такими, какие они есть.
Ну, т.е. ты-то думаешь, что ты учишь его, как надо рисовать человечка (отняв у него кисточку и пририсовывая шею и туловище к головоногу), а на самом деле ты учишь его тому, что всех надо учить, как надо, наплевав на то, что у них свои представления об этом.
И запрещать ты не просто запрещаешь, а учишь, как надо запрещать, и не просто на неправильные поступки и нарушения запретов реагируешь, а учишь, как реагировать. Как ему реагировать, когда его запреты будут нарушены.
Вот как бы я хотела, чтобы мой ребенок запрещал другим?
Во-первых, что именно он должен запрещать? Явно не лезть туда, куда лезть не надо. Запрещать другим играть так, как они играют, только потому, что он привык играть иначе - это неправильный порыв (хотя четко был такой возрастной период, когда была потребность командовать теми, кто немного младше, и ровесниками и контролировать их действия). А раз я не хочу, чтобы он лез со своими представлениями о том, как надо, туда, где эти его представления не требуются, то, думаю, стоит иногда и свои порывы останавливать, и прежде чем лезть с рассказами о том, как надо, подумать, а кому надо, и если это надо мне, а не ребенку, но при этом деятельность ребенка не ущемляет ничьих прав, то заткнуть фонтан. Например, почему нельзя играть с игрушкой не так, как написано в инструкции, а по-своему? А можно. Можно скреплять части лего с помощью пластилина, даже если они соединяются и без него, можно обклеивать табуретку скотчем, можно вытирать рисунок мокрой тряпкой и брызгать на него водой. Поэтому я взвешиваю, насколько убыточны для меня такие действия, и если не убыточны, то провожу с собой внутреннюю разъяснительную работу и мысленно разрешаю ребенку играть так, как он хочет. Ну могу, конечно, вставить фразу типа "Если захочешь узнать, как это делается по инструкции, то можешь ко мне подойти, я покажу".
Во-вторых, как бы мне хотелось, чтобы он запрещал? Раздраженно гаркал? Или бегал вокруг и приговаривал, ну не надо и объяснял тем, кто на это никак не реагирует? Нужно ли, чтобы добился своего? Нужно ли, чтобы умел идти на уступки и гибко реагировать на ситуацию?Нужно ли, чтобы упирался, как баран в достижении именно того, что он сказал, только для того, чтобы доказать, что он главный? Нужно ли, чтобы боялся и паниковал, что его не послушаются? Или нужно, чтобы был спокоен и уверен? Нужно ли, чтобы пытался понять мотивы других и предлагал выход, который устроит всех?
Вот мне бы, наверное, хотелось, чтобы он не лез не в свои дела и позволял людям делать их дела так, как они считают нужным, но тактично предложить помощь, если есть вероятность,что она нужна, просто сообщить о такой возможности (но только если она есть, чтобы не брал на себя больше, чем может). Но если другой этими делами нарушает его границы, мне бы хотелось, чтобы сначала он спокойно сообщал об этом без обиды и агрессии и был готов принять извинения, а если границы продолжают нарушаться, просто спокойно не пустил и не превратился в повара из "Васька слушает да ест" и не стал бы при этом агрессором, а опять таки, предложил бы вариант, который устроит обе стороны, и если этот вариант не подойдет, твердо не пустить, не дать нарушить границу, но без раздражения и злобы.
И что интересно, если он поступает в этой ситуации иначе, тоже нужно помнить, о том, что и в этих ситуациях "рассказы о том, как надо" действуют гораздо меньше того, в какой именно форме эти рассказы подаются.
Поэтому я не буду читать ему эти инструкции. Я просто стараюсь наши с ним и его с другими конфликтные ситуаци разруливать именно так. А он усвоит. Много уже чего усвоил. Причем дооооооолго так занимался повторением, создавая ситуации, в которых давал мне возможность наглядно продемонстрировать ему, как я считаю нужно реагировать на самое разное поведение в самых разных ситуациях. ;)