Литературный маршрут по Парижу и секретный дом д'Артаньяна.
Памятник Дюма и д'Артаньяну.
Обожаю Париж! Одной из идей для очередной поездки было пройтись по городу по местам романов Александра Дюма. И когда мы отправились в Париж, было решено, что посетим, по возможности, адреса, которые упомянуты в известных произведениях. Интересно увидеть своими глазами места, где проживали герои и где происходили знаковые события, не правда ли?
Несмотря на то, что Париж с момента действия романа «Три мушкетера» (середина 17 века) и, тем более, «Графини де Монсоро» (16 век) полностью поменял свое лицо, монументальные постройки остались на своих местах. Дворцы, церкви, аббатства. Город менялся и меняется, но они, как порталы во времени, стоят и хранят в своих толстых стенах энергию и дух того времени.
К примеру дворец герцогов де Гизов - отель де Субиз. На фото его тайный сад, открытый для посетителей. Сейчас в этом дворце находятся Национальные архивы Франции.
Это дома в квартале Marais, старейшие жилые дома Парижа, застали те удивительные времена, когда Францией правили Валуа. Приблизительно такой и была застройка города во времена действия романа «Графиня до Монсоро». Возможно, именно в одном из таких домов как-то вечером, наблюдая в замочную скважину неравную дуэль между смелым дворянином и вероломными нападающими, прекрасная девушка и ее служанка приняли решение спасти его от гибели… А несколько дней спустя медик Реми считал шаги, чтобы найти дверь, куда его привели с завязанными глазами лечить раненного. Там, среди одинаковых домов, молодой врач и познакомился со своим пациентом, графом де Бюсси.
Площадь Вогезов (Place des Vosges). Это красивая площадь - место жительства двух важнейших героев романа «Три мушкетера» - кардинала Ришелье и Миледи.
Забавный факт. Александр Дюма недолюбливал Виктора Гюго и в своем романе поселил Миледи прямо в квартире Гюго. Что это - чувство юмора или вредность? В угловой квартире на втором этаже Миледи принимала д’Артаньяна и там он обнаружил ее страшную тайну.
Прообразом Миледи была Люси Хей, графиня Карлайл. Биография этой женщины отличается от того, что живописал Александр Дюма, так как она англичанка, и происходит из богатой и знатной семьи. Есть и много общего. Ее красота и обаяние были воспеты в стихах, а ум и амбиции проложили дорогу в придворные дамы, а затем сделали ее заметным и опасным игроком на политическом поприще. Леди Карлайл была любовницей герцога Бекингема, и после того, когда герцог ее бросил, стала агентом кардинала Ришелье из мести.
Какие прекрасные жемчуга украшают леди на портрете!
Дом Атоса на улице Феру (rue de Ferou). Честный, строгий, порядочный и верный, любимый читателями, мушкетер вполне мог жить в этом доме.
Дом Портоса на улице Старой Голубятни (rue du vieux Colombier)… В романе говорится, что Портос жил на бельэтаже. Окна его квартиры всегда были занавешены шторами.
Дом Арамиса. Предприимчивые парижане открыли в доме 25 на улице Вожирар (25, rue de Vaugirard).
У д'Артаньяна, литературного героя, был прототип, не по характеру, но по имени и роду деятельности. Гвардеец д’Артаньян, который жил в казарме на улице Бак (rue de Bac), в двух шагах от набережной.
На доме висит табличка, повествующая о том, что здесь проживал Шарль Ожье де Батц де Кастельмор, граф д’Артаньян, капитан-лейтенант отряда мушкетеров короля Людовика XIV. Граф был убит при осаде Маахстрихта в 1673 году. Увековечен Александром Дюма.
И вот, наконец, дом д’Артаньяна на улице Могильщиков, который так хорошо описан в романе. Сейчас ее название Сервандони (rue de Servandoni).
Конечно, было радостно увидеть это, по сути, средневековое здание. Но что-то не давало мне покоя… Помните, д’Артаньян жил в двух этажном доме, на втором этаже. Находясь наверху, он подслушивал разговоры лавочника Бонасье с его прелестной женой. Как будто бы условия задачи выполняются…
Искать было уже нечего, но интуиция требовала что-то сделать. Я шла по улице и вдруг решила позвонить в одну из дверей. «Да», ответили мне. «Мадам, откройте, пожалуйста, я забыла ключи», сказала я по-французски. Замок открылся.
Войдя в парадную дверь, мы увидели небольшой холл, а за ним небольшой внутренний двор.
Во внутреннем дворе стоял такой дом, два этажа, высокие окна, лестница, тишина.
Будто перенесенный во времени передо мной стоял дом д’Артаньяна, как я представляла его в детстве… Вот такая там была атмосфера!
За мной во двор вошли старшая дочка и муж с маленькой дочкой в коляске. Мы улыбнулись друг другу. Все было понятно без слов. Это была волшебная дверь в тайный сад и на несколько мгновений мы оказались в другом времени, попали на страницы романа, стали свидетелями той истории.
Не произнося ни слова, мы вышли из двора, тихо закрыли массивную резную деревянную дверь. На улице было шумно. Это было начало сентября, теплые мягкие дни. Прекрасная архитектура излучала сияние. На площади люди отдыхали, ели мороженое, кто-то торопился по делам. Париж был прекрасен как всегда.