Нораванк

Aug 12, 2009 00:32

Неделю назад, еще перед походом на Аждаак, у меня состоялся маленькая самостоятельная вылазка в ущелье реки Арпа. Во первых это место потрясающе красиво: дорога уходящая на 8 км вглубь ущелья петляет между высоченных почти вертикальных скал, окрашенных благодаря железу в красный цвет. В этом ущелье обитает масса интересных животных и птиц, таких как бородачи, разные грифы и стервятники, а зоологическая изюминка этих мест - леопард. Понятное дело, увидеть этого зверя нереально, даже следы тут видели несколько раз, хотя в середине 90-х охотники подбили одного такого. В конце ущелья стоит потрясающе-красивый монастырь Нораванк (Նորավանք, в переводе с армянского «новый монастырь»), построенный в 13 веке архитектором Момиком, там же и похороненным. Сам комплекс очень впечатляет, особенно красива церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Она трехэтажная, причем лестница на второй этаж приделана сбоку, узкая и по ней даже летом не очень комфортно подниматься, а зимой наверное множество святого люда полегло на обледенелых ступеньках... Резьба по камню как на самой церкви, так и на других строениях комплекса сильно впечатляет, вообще древние армяне славились своим умением обрабатывать камень, что в лишний раз доказывает пример Нораванка. А внутри прямо на входом висела колония остроухих ночниц (Myotis blythi).

Церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери)

Изображение Богоматери с младенцем над входом в церковь

После осмотра архитекурной достопримечательности отправился дальше вглубь ущелья, где посмотрел на красивую реку, поел дикий шиповник и миндаль, поймал желтопузика (Ophisaurus apodus) и отправился к месту ночлега - небольшому ресторанчику-гроту, где через знакомых договорился перенгочевать у владельца этого заведения Воркеза. Он по совместительству с владением кабаком занимается охраной хищных птиц, знает где расположены их гнезда, и специально подкармливает их дохлыми ослами и овцами, так как основной пищевой базы - зайцев и безуаровых козлов в природе им не хватает. По дороге в сумерках первый раз в жизни увидел рысь. Конечно фотоаппарат лежал в рюкзаке, поэтому запечатлеть этого события не уалось, а пришлось проводить убегающего кошака взглядом, открыв рот.

Желтопузик (Ophisaurus apodus)

Вечером Воркез сказал, что мы едем в монастырь, посидим у местного монаха. развлечемся. Я с трудом представлял себе. как можно развлечся у попа, но тем не менее мы сели на его мотоцикл и погнали к монастырю. Отец Исаак оказался весьма клевым. С ним мы обсудили различные удивительные явления в природе, после чего он показал свой слайд фильм про монастырь. Надо сказать весьма красивые картинки и отличная подборка, а после он к моему полному удивлению поставил видио с настоящим нигерским блюзом и роком. Вскоре начался дождь и в комнату залетела деревенская ласточка (Hirundo rustica). Она села на люстру и переждала, пока ливень не кончится. Около часа ночи мы тоже прыгнули на байк, распрощались с батюшкой и отправились восвояси.

Деревенская ласточка (Hirundo rustica)

На следующий день поднялся наверх ущелья к брошенной азербайджанской деревне, где встретил на развалинах одного из домов метровую гюрзу (Vipera lebetina). Мечта сбылась, но пока я думал стоит ли ее ловить, зверь смекнув неладное скрылся между камней.
Потом удалось понаблюдать за производством армянского лаваша. "портянки" пекут в тандыре - огромном глиняном горшке. Сначала тесто ловко раскатывают, а потом как тряпку прилепляют ко внутренней стенке горячего тандыра. Мастерицы раскатывают и перебрасывают друг другу тесто, похожее на тряпку, потом глубоко засовывают в печку и достают огромным крюком...

Руины азербайджанской деревни

Гюрза (Vipera lebetina)

Скалистый поползень (Sitta neumayer)

Я было уже собирался вернуться в Ереван, однако встретился по наводке Воркеза с группой туристов, которые приехали в ущелье посмотреть местные пещеры. Я не смог отказаться от предложения полазать в них и мы договорились с директором турфирмы и проводником туристов, что они и меня тоже покатают по пещерам и потом отвезут домой за фотографии. Первая пещера называется Могиль, по имени одного человека. Наверное уголовника, так как он скрывался от милиции в середине прошлого века в этой пещере. Местные жители приносили ему пищу, а он тут жил и проложил массу ходов. Проход в пещеру узкий, местами надо ползти вверх по "трубе", но потом вылезаешь в высоченные камеры, в одной из которых висела довольно многочисленная колония подковоносов (очковых?, Rhinolophus mehelyi).

Колония подковоносов (Rhinolophus mehelyi)

У некоторых даже были дети, висевшие на груди своих мамок

Пещера Могиль мертвая - там уже ничего не капает и, соответсвенно, не растет, а вот другая пещера, расположенная в паре десятков километров - Мозров, огромная живая пещера, в которой и по сию пору растут всевозможные сталактиты и кристаллы кварца. Страшно красиво.

В середине дня меня даже покормили, а потом ближе к вечеру отвезли обратно в Ереван. Как уже было сказано в качестве оплаты я оставил им картинки, понятное дело фотографировать разных мужиков интереса было мало, зато с радостью пофоткал симпатичных барышень.

млекопитающие, животные, репортаж, монастыри, змеи, Армения, церкви, пейзаж, горы