Прочла сегодня в ФБуке разговор мамочек. Мама шестилетки сомневалась - готов ли ее ребенок к школе? Советы давались разные: "не готов, пусть еще в машинки играет", "маленького ребенка замучают злые учителя", "дитя хочет - пусть идет".
И часто в постах упоминалось понятие "нормальное развитие". Нормальное относительно чего? Нашего времени или наших возможностей?
Вот, скажем, нормально ли в 3 года научиться читать? А писать в 4 года? Или уметь играть на скрипке в 1.5 года? Мне, например, сложно представить малыша, изучающего постановку пальцев на струнах. А вот маленький Людовик ХIII все это умел.
И английская королева Елизавета умела и читать, и писать уже в пять лет. В шесть лет она приступила к изучению труднейшего латинского языка, и читала по-латыни в оригинале «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря и произведения Цицерона.
Как и королевские династии, огромное внимание образованию уделяли и евреи. В средние века они отдавали в школу своих трехлетних крошек!
Первый школьный день малыши начинали с обряда - праздновали начало обучения: :
«Когда человек приводит в школу сына, то для него (для сына) пишут буквы на доске, и умывают его, и одевают в чистые одежды, и взбивают для него три яйца, и приносят ему яблоки и другие плоды, и всячески ухаживают за большим мудрецом, который отправился в школу. И берут его под руки, и ведут в синагогу, и кормят его халами с мёдом, яйцами и фруктами, и читают ему буквы. А потом намазывают их мёдом (на доске) и велят слизывать, и возвращают его матери» (рабби Симх, Франция, XII век)
Такое вот практиковалось раннее приобщение к знаниям трехлетних "мудрецов", которые впоследствии управляли странами, капиталами и судьбами мира.