Итало-австрийская граница (1947)

Jun 21, 2020 09:08

На Московской конференции 1943 года Австрия была объявлена первой жертвой нацистской агрессии. Хотя в ее статусе не было таких слов как «союзник» (ally), «примкнувшая к Объединенным Нациям» (associated) или «внесшая свой военный вклад в разгром» (co-belligerent), политическое положение Австрии, безусловно, было получше, чем у Италии, которая сперва была агрессором (enemy state), а уж потом «co-belligerent», поэтому стоило ожидать по итогам ВМВ изменения границы между этими двумя государства в пользу австрийцев. Раз уж Франция отхватила свой кусочек в западных Альпах, то почему бы Австрии не подсуетиться в Восточных?

Но читая мирный договор с Италией от 1947, мы видим, что граница сохранилась в неизменном виде. В Части первой договора (Территориальные пункты) Статья №10 посвящена Австрии. В ней всего два коротких параграфа без каких-либо передач земель. Далее в середине договора есть Приложение IV, в котором текста больше (целая страница) и в котором перечислялись политические обязательства итальянского правительства по отношению к населению провинций Больцано и Трентино. Италия предоставляла культурную, законодательную и исполнительно-региональную автономию жителям Южного Тироля (Больцано). Итальянские немцы могли получать начальное и среднее образование на родном языке. Делопроизводство отныне велось на двух языках (на самом деле на трёх - там еще есть ладинский ретороманский язык). Немецкие семьи могли вернуть себе старые фамилии, которые ранее подверглись итальянизации.

В наши дни Больцано - это автономная провинция Италии (с самым высоким подушевым ВВП). Одна из существующих всего двух автономных провинций Италии, что указывает на ее особый, если не уникальный, статус. Из полумиллиона местного населения 60% считает себя немцами. На севере провинции, в городе Брунико (Брунек), 75% населения - немцы. В то время как на юге, в городе Больцано, их всего 25%. Такой этнический расклад вполне позволял Австрии завести пластинку про «огромную трагедию несправедливого Сен-Жерменского договора, в результате которого 25 миллионов много австрийских людей оказалось за пределами Родины, они живут не в общем государстве». И такие поползновения были. Так, государственный секретарь США Бирнс в апреле 1946 года на Второй сессии СМИД отметил, что в его распоряжении была информация, указывающая на желание Австрии увидеть сецессию всей провинции Больцано. Это был ответ Бирнса на выступление министра иностранных дел Великобритании Бевина, который сослался на Первую сессию СМИД (сентябрь, 1945) и сказал, что никто не умрет, если мы передадим Австрии северо-восточную часть этой провинции, с центром в городе Брунико, вместе с Бреннерским проходом, который позволил бы Австрии наладить пути сообщения между Северным и Восточным Тиролем. [FRUS, 185] Италия стояла всего в нескольких шагах от потери этой территории, но к ее счастью министры споткнулись о потсдамскую формулировку «небольших изменений» (minor modifications) австро-итальянской границы (уступка целой провинции явно не была бы «небольшим изменением») и решили передать этот вопрос своим заместителям и экспертам. В сентябре 1946 года Австрия и Италия напрямую подписали свое собственное соглашение о культурной автономии, что указывает на австрийское решение не обострять этот вопрос и довольствоваться малым. Бреннерский проход остался в общем управлении. Австрия получила гарантированное право перебрасывать свои грузы через итальянский север. Вступление Австрии в ЕС в 1995 и в Шенгенскую зону в 1997 ликвидировало все пограничные барьеры в этой части Альп. Но в 2015 в связи с кризисом мигрантов в Бреннерском проходе вновь ввели пограничный контроль и заявили о намерении возвести здесь 370-метровый забор [на зависть Трампу].

Какая может быть мораль у этой небольшой дипломатической зарисовки? Никакая, но я вижу микроскопическую возможность того, что кто-то когда-нибудь может воспользоваться этим примером как прямой аналогией и предложит ее для разрешения конфликта на востоке Украины. Этот кто-то скажет, смотрите, квашенные капустники и макаронники договорились о культурной и административной автономии и живут припеваючи, горя не знают, давайте тоже самое устроим в восточных областях, ту же федерализацию, всем ведь будет хорошо. Против такого механического переноса удачного политического опыта должен сработать контраргумент, что в отличие от Италии, которая 7 лет считалась агрессором и изгоем и поэтому находилась на невыгодных переговорных позициях, Украина уступок делать никому не обязана. Не нагрешила еще на международной арене.

Украина, Бирнс, Италия

Previous post Next post
Up