Прогиб не засчитан

Jun 13, 2024 08:53


Первые две встречи советских чиновников (Молотов) с новым президентом США (Трумэн) состоялись 22-23 апреля 1945. Встанут ли они с той ноги? Будут ли сделаны радужные фотоснимки, напоминающие нам лоснящийся визит Лаврова и Кисляка в Овальный офис Трампа 10 мая 2017? Будет ли уволен исторический аналог директора ФБР Коми за день до встречи, символизируя тем самым новую страницу в отношениях, запачканных обвинениями во вмешательстве и сговоре?

Как мы знаем, встреча с Молотовым 23 апреля прошла ужасно. Трумэн сухо отчитал наркоминдела на короткой встрече и отправил того восвояси: «У меня всё. That will be all». Обычно это строгое поведение объясняют прямолинейным (no-bullshit) характером антикоммуниста Трумэна, который был не самой яркой лампочкой в подъезде. Объясняют нарушением Советами ранних договоренностей по Польше и влиянием посла Гарримана, который специально прилетел в Штаты, чтобы рассказать президенту о советских нарушениях в Восточной Европе. На встрече от 22 апреля такого градуса напряженности не было. Молотову было позволено проинформировать об основных планах и пожеланиях Советского Союза.

Но что насчет советской стороны? Приехал ли Молотов с надеждой любопытного олененка в сердце? Распахнул ли он наивно свои объятия перед тем, как грубый Трумэн оттолкнул его? Уволил ли Сталин своего «Коми», чтобы подать сигнал о перезагрузке? Нет. (1) Москва долгое время отказывалась отправлять Молотова в США (на конференцию в Сан-Франциско, на которой должны были основать ООН), объясняя это занятостью наркоминдела: «Ему надо зачитывать отчетный доклад перед Верховным Советом СССР». Сталин, очевидно, набивал себе цену и ждал, когда американцы приползут к нему на коленях. Без участия СССР ООН, возможно, была не жилец. Только лишь персональный визит Гарримана в Кремль позволил убедить Сталина, и тот отпустил ценного докладчика заграницу. Как Верховный Совет СССР выжил тогда без того жизненно важного доклада, я и не могу себе представить. Сейчас РФ хотя бы то ставит свои внутренние потребности во главу угла, соблюдает собственное законодательство, в рамках которого не может препятствовать приезду граждан третьих стран к финской границе, не искажает его в угоду иностранных миграционных служб. (2) За день до встречи с Трумэном состоялось подписание Договора между польским (люблинским) правительством и СССР о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Это был торжественный прием в Кремле, на котором присутствовал Сталин, зачитавший речь по случаю. Это не признание Польской республики. Такое признание СССР выдал ранее, 4 января 1945. Вместо того, чтобы осмотрительно положить то польское яблоко раздора обратно на полку или отложить его на потом, Сталин звонко хрустнул им на публику 21 апреля, посылая четкий сигнал, что никакой перезагрузки в Восточной Европе не будет. 22 апреля Молотов прибыл в развевающемся белом плаще с кровавым подбоем польского fait accompli, и конструктивно настроенный Трумэн не успел отреагировать на эту шаркающую кавалерийскую походку должным образом. Потребовались новый раунд консультаций с советниками и вторая встреча от 23 апреля, чтобы доказать, что у нового президента имелись cojones силы воли. Продемонстрировать отсутствие слабости в условиях внешнего давления.

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/666812b79a79471980e0fb79?from=newsfeed
https://c21ch.newcastle.edu.au/stalin/t15/t15_56.htm

Польша

Previous post Next post
Up