Прекрасное далеко (часть 9)

Sep 10, 2023 19:13

Вот и еще одна, девятая часть текста "Прекрасное далеко". Ознакомиться с его началом и продолжениями ( 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,)  можно пройдя по соответствующим ссылкам.

Долг и ответственность
Чуть выше уже говорилось о необходимости отказаться от главенствующего в социуме до сегодняшнего момента воззрения «кому много дано (в смысле прав распоряжаться ресурсами) [59], тому много позволено» в пользу императива «кому много дано, с того много спрашивается». Как известно, примерами злоупотребления своими правами изобилует вся история человечества. Впрочем, и в настоящее время не счесть фактов того, что, несмотря на риторику о равенстве всех и каждого перед законом, те, кто имеет право распоряжаться крупными ресурсами (финансовыми, административными или какими иными - не важно) «равнее» тех, у кого таких прав нет. Вне зависимости от географии и общественного устройства социума [60] - как говорится, прав не тот, кто прав, а у кого больше прав. Проблема в том, что природа человека двойственна. С одной стороны, он является существом социальным, не может жить вне коллектива. Но в то же время «мы все глядим в Наполеоны»©, и нередко те, кому повезло (в том числе случайно) оказаться в числе тех, кого нынче почему-то именуют «элитой», об этом забывают. Выход из этой ситуации, как представляется, только один - тот, что указал еще Иисус, сказав, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай [61]. Это не значит, что все должны стать одинаковыми (в том числе и в материальном смысле), или что необходимо отказаться от стремления накопить какие-то ресурсы «про запас». Просто этот «запас» не должен становиться самоцелью и заслонять главное, что составляет основу жизни - стремление к саморазвитию [62]. В любом направлении, которое не является опасным для общества. И решение этой проблемы опять-таки подсказано самой Природой - отказ от такого института, как наследование этих самых прав распоряжаться ресурсами [63]. Ведь, к примеру, дети вожака стаи волков имеют не больше прав на то, чтобы занять со временем его место, чем любые другие члены этого самого коллектива. Такой подход обеспечивает соблюдение принципа, который в социуме людей принято называть меритократией. У людей же с незапамятных времен господствует традиция продвигать своих отпрысков на «хлебные» места даже тогда, когда они уже стали полностью самостоятельными. Подобный принцип приводит к тому, что у тех, кто получает право распоряжаться ресурсами, зачастую не хватает компетентности для того, чтобы делать это достаточно грамотно [64]. Тогда как те, кто мог бы выполнять эти действия наилучшим образом из всех возможных, не допускаются до соответствующих должностей (как тут не вспомнить знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях»). Несомненно, современному человеку трудно представить себе ситуацию, когда «все, что нажито непосильным трудом»© достанется после твоей смерти не тем детям, которых ты родил и воспитал, а какому-то абстрактному «всему обществу» [65]. Так же почти невозможно представить, почему нельзя будет попросить своего приятеля-однокурсника, ставшего профессором, пристроить на какую-либо кафедру твоего отпрыска в качестве аспиранта - даже если этот самый ребенок не блещет особыми талантами. Однако тут уже приводились примеры, как трудно было бы понять взаимоотношения в нынешнем обществе тем же жителям Средневековья или вовсе Античного мира, потому повторяться нет смысла.
Также важным фактором, ограничивающим стремление к накопительству, должен стать принцип самостоятельного обслуживания своего имущества. В отношении поддержания в надлежащем состоянии жилища в этом смысле уже говорилось чуть выше, однако такой подход должен оставаться в силе и в отношении всего остального. Приготовление пищи, уборка и чистка всех помещений, поддержание в исправном состоянии бытовой техники [66], приведение в порядок подворья и прилегающей ко двору территории - все это члены семьи должны делать самостоятельно, вне зависимости от их квалификации и социального статуса. Никакое техническое развитие не в состоянии обеспечить возможности проживания семьи, скажем, из пяти или семи человек в пятиэтажном коттедже, состоящем из девяноста девяти комнат. Впрочем, это весьма тяжело даже чисто психологически для тех, кто и в нынешнее время живет в таких особняках, несмотря на многочисленную прислугу - Природа к подобному образу жизни нас не готовила.
Долг каждого здорового (как в соматическом, так и в психическом отношении) индивида - произвести на свет и ВОСПИТАТЬ не менее двух (но не более трех) детей. Детей, оставшихся без родителей или иных опекунов, обязаны взять на воспитание их родственники - ближайшие по степени родства. Престарелых родителей должны содержать их дети - с момента, конечно, когда они не смогут содержать себя сами [67]. Ну, а про то, что каждая семья обязана не менее, чем на 80% покрывать свои потребности в продовольственном обеспечении за счет собственного труда на земле, уже говорилось.
Конечно же, подразумевается, что у всех дееспособных [68] членов общества должны быть абсолютно равные права и обязанности - вне зависимости от пола, возраста, происхождения, национальности, расы, материального и общественного положения, а также прочих факторов. Это, конечно, не значит, что каждый сможет в любой момент занять ту или иную должность - определенные требования к профессиональной подготовке никуда не могут исчезнуть. Однако у всех, кто этого захочет, должны иметься возможности получить соответствующую их желанию квалификацию без каких-либо условий.

Преступление и наказание
Несмотря на то, что в предлагаемой здесь социальной системе вероятность совершения серьезного правонарушения ничтожно мала, все-таки невозможно отмахнуться от необходимости предусматривать возможность такого события. И тут не обойтись без института защиты права. Конечно, и суд, и следствие, и защита обвиняемого - все эти выстраданные человечеством процедуры должны остаться. Как и дифференцированный подход к наказанию за различные поступки и даже преступления. Минимальный уровень наказания - общественное порицание, максимальный - пожизненное изгнание из социума [69]. Да, именно изгнание из общества является наиболее естественной формой наказания у большинства видов социальных животных - к коим относится, естественно, и Человек Разумный. Вопрос состоит лишь в том, в какой форме и на какой срок за какие проступки это наказание должно применяться. Минимальной формой порицания, по-видимому, можно считать общественный бойкот в каком-либо виде (на определенный срок - в зависимости от тяжести проступка). Также есть смысл использовать такую форму, как домашний арест. Ну, а уже следующий этап должен предусматривать и собственно изгнание - тоже на определенный срок. Разумеется, ни о каком тюремном заключении не может быть и речи, тем не менее, это выдворение за пределы поселения не обязано означать переселение в дикую природу без доступа к средствам существования. Таким изгнанникам необходимо предоставлять жилище и инвентарь, обуславливающие минимальные (именно минимальные!) возможности для полноценного самообеспечения как в плане продуктов питания, так и в вопросе комфорта - что-то типа высадки на необитаемый остров или отправки в глухую таежную заимку. То есть не следует предусматривать никакого общения - ни с кем и ни в каком виде. Тем не менее, это не означает, что такого человека забывают и бросают на произвол судьбы - контроль за состоянием здоровья, прежде всего, в том числе и психического, необходимо сохранять при любых обстоятельствах [70]. Ну, и нельзя забывать о помощи в экстренных ситуациях - пожар, наводнение, землетрясение, выход из строя орудий труда и т.д. При этом особое внимание следует уделять вопросу рецидивов. Потому и необходимо, чтобы во время исполнения наказания каждый такой человек жил отдельно - дабы избежать формирования особой субкультуры среди лиц, когда-либо совершавших правонарушения. Тем более, что эта форма наказания является наиболее естественной для всех социальных животных, в том числе и приматов, включая человека. Конечно, одиночество является весьма мощным психологическим стрессом для представителей социальных видов, однако именно потому изгнание из коллектива и является у них серьезным наказанием. Несколько смягчать нервное напряжение в такой ситуации, безусловно, будет трудовая деятельность, коею человек окажется вынужденным заниматься, чтобы обеспечить себя продуктами питания и приемлемым комфортом. Также некоторой отдушиной окажется доступ к внешней информации, который в одностороннем порядке (то есть без обратной связи) должен оставаться у таких лиц. Однако важнейшим фактором тут призвана стать длительность такой изоляции, которая и будет определяться судом.
При всем при этом, главным в вопросе ответственности необходимо рассматривать не строгость наказания, а его неотвратимость. Конечно, презумпция невиновности в юриспруденции общества такого типа должна ставиться во главу угла при рассмотрении любого правонарушения, однако не стоит отмахиваться от тех доказательств, которые нынче отвергаются судом или, по крайне мере, их неоспоримость подвергается сомнению. В это число входят разнообразные биологические и химические материалы, фото-, видео- и аудиозаписи (в том числе полученные без согласия того или иного лица, но обязательно после проверки их подлинности и целостности), а также всё то, что подтверждает факт определенного хода событий и причастность или непричастность того или иного лица к ним. В этой связи, по-видимому, было бы целесообразно каждому члену общества постоянно иметь при себе по крайней мере аудиозаписывающее (а лучше видео-) устройство непрерывного действия. По примеру того, как в нынешнее время на многие автомобили ставятся видеорегистраторы, записи с которых признаются судом как доказательные материалы (хотя еще совсем недавно их даже принимать отказывались).
И, наконец, один из самых сложных вопросов - это тема детской и подростковой преступности. Трудности возникают уже на этапе определения, где кончается детство и начинается подростковый возраст, то есть с какого момента человек начинает отдавать отчет своим поступкам, осознавать, что он совершает, и каковы могут быть последствия его действий. Глядя на то, что в области профилактики правонарушений можно наблюдать в настоящее время, чисто формальный подход, который учитывает один только возраст [71], имеет в вопросе борьбы с преступностью исключительно отрицательный результат [72]. По всей видимости, тут будет необходимо обращаться к помощи психологов, и, скорее всего, независимых, то есть из другой общины, чтобы исключить предвзятость и субъективизм при проведении такой экспертизы. Но главным моментов все равно остается вопрос воспитания. Специальная педагогическая работа с каждым отдельным ребенком, учитывающая особенности его характера, темперамента, склонностей и талантов должна осуществляться с рождения нового члена социума до его совершеннолетия. Лишь при таких условиях появляется возможность если не ликвидировать преступность, то, по крайней мере, свести ее уровень к минимуму.

59. Впрочем, те, кому «дано» от Природы больше, чем остальным (то есть те, кому от рождения дан талант художника, певца, математика или какой-то еще), тоже не должны иметь каких-то дополнительных прав - за исключением, разве что, права использовать свой дар в интересах социума.
60. В нашей стране одно время бытовало представление, что только у нас коррупционеры остаются безнаказанными. Теми, кто стремился это доказать, приводился пример того, что «ТАМ» (то есть в странах с так называемой «развитой демократией») суды выносят обвинительные вердикты любому и каждому провинившемуся, вне зависимости от его социального статуса. За последние десятилетия имидж «неподкупного правосудия» стран, входящих в «золотой миллиард» несколько поблек - слишком очевидны стали «ослиные уши царя Траяна». Имена Карлоса Гона, Николя Саркози, Сильвио Берлускони и Хантера Байдена теперь упоминаются в одном списке с Альберто Фухимори, Фердинандом Маркесом, Паком Кын Хё и Луисом Гонсалесом Макки. У нас тоже стали преследовать за коррупцию, в том числе и лиц весьма высокопоставленных. Нынче те, кто захочет доказать, что в России уже «не хуже, чем ТАМ» (правда, таковых как-то очень немного), могут назвать имена Александра Реймера, Григория Пирумова, Владимира Артамонова, Сергея Шлякова и, конечно же, Михаила Абызова и Алексая Улюкаева. Только вот вряд ли кто из здравомыслящих людей скажет, что дела с укрывательством от правосудия высших лиц и их приближенных как-то меняются. Что «ТАМ», что «ЗДЕСЬ».
61. То же относится и к обладателям прав распоряжаться не только финансовыми, но и иными ресурсами - тут большой разницы нет.
62. Однако и саморазвитие опять же не должно быть целью само по себе. Его следует использовать лишь как средство для того, чтобы познать истину, поскольку это и есть настоящая задача, стоящая как перед каждым отдельным человеком, так и пред всем человечеством в целом.
63. В отношении, к примеру, прав на властные полномочия человечество все дальше и дальше уходит от парадигмы наследования по праву рождения (хотя в ряде даже стран Европы какие-то ее рудименты все-таки еще остаются). Однако наибольшее сопротивление в сознании людей будут вызывать, конечно же, права на наследование имущества. Скорее всего, тут следует ожидать самых серьезных дискуссий и компромиссов, однако права на наследование каких-то предметов, имеющих не столько материальную, сколько духовную ценность («отцовская фронтовая гимнастерка», «материнский чепчик», «фамильная библиотека» и т.д.), следует сохранить. Но особо нелепо выглядит наследование авторских прав. В самом деле, дико, когда режиссеру, решившемуся сделать фильм о какой-либо поэтессе, ее наследники отказывают в праве использовать в снимающейся ленте стихи их знаменитой родственницы.
64. Нередко можно слышать фразу, что на детях гениев Природа отдыхает. Это, конечно же, не соответствует истине. То есть вовсе не обязательно, что ребенок вырастет посредственностью, если его родителями являются выдающиеся таланты. Также как нет никакой гарантии в том, что он станет выдающейся личностью. То же самое с детьми «обычных» родителей, то есть сын дворника вполне может стать выдающимся математиком, а дочь уборщицы - пианисткой-виртуозом. При соответствующем воспитании и образовании, конечно же.
65. Безусловно, это не значит, что те предметы обихода, которые окружали чьих-то детей не должны им доставаться после смерти родителей - речь идет совершенно о другом.
66. Конечно, при возникновении неисправностей, для устранения которых требуется труд специалистов, необходимо обращаться к квалифицированным мастерам, но прибить полку или установить розетку должен уметь любой и каждый.
67. Если состояние того или иного пожилого человека таково, что невозможно обойтись без регулярной медицинской помощи и постоянного наблюдения за ним, допускается помещение его в специализированное учреждение с квалифицированным персоналом, однако и в этом случае его дети не освобождаются от своих обязанностей по его содержанию и уходу за ним. Но и престарелые родители не окажутся бесполезными членами семьи, поскольку оказывая существенную (а, возможно, и определяющую) помощь в воспитании внуков, они обеспечат своим детям возможность более полноценно реализовать себя на профессиональном поприще. По сути, как и положено Природой, дети - это и есть пенсия. Обществу же следует брать на себя бремя помощи старикам лишь тогда, когда они по каким-то не зависящим от их воли причинам остались одинокими.
68. Дееспособными должны считаться все совершеннолетние лица, имеющие высшее образование (напомню, что в этом тексте указывается о необходимости всеобщего высшего образования - конечно, кроме тех случаев, когда интеллектуальные возможности того или иного лица не позволяют окончить ВУЗ). Таким образом, становится понятно, что минимальный возраст совершеннолетия не может быть менее 21 года.
69. При рассмотрении вопроса с не слишком серьезными правонарушениями (к серьезным должны относиться, в первую очередь, преступления против личности - различного рода насилие, прежде всего убийства, оставление в опасности, незаконное производство аборта, склонение к употреблению наркотиков и так далее) следует учесть опыт американского судьи Майкла Чиконетти (Michael Cicconetti). Он активно применял альтернативные формы наказания, предоставляя виновным выбор между теми формами наказания, которые предусмотрены законодательно, и теми, что предлагал сам судья. К примеру, пара, сплавлявшаяся по реке без спасательных жилетов, вместо заключения выбрала постоять в городском парке несколько дней по два часа по щиколотку в воде, надев спасательные жилеты, и раздавать окружающим брошюры с правилами безопасности на воде. Женщина, оставившая в лесу несколько десятков котят (часть из них погибла), провела ночь одна в холодном лесу, чтобы почувствовать то, что испытали котята. Отмечалось, что среди тех, кто подвергся подобному наказанию, процент рецидивов оказался в несколько раз ниже, чем среди отбывших стандартное наказание. А ведь наказание и предназначается для того, чтобы человек больше не совершал никаких правонарушений.
70. Любое отслеживание в этой ситуации необходимо осуществлять дистанционно. Для надзора следует использовать не снимаемые электронные браслеты или вживленные чипы, а для приема жалоб от отбывающего наказание потребуется определенный канал связи - всего один, и использоваться он должен исключительно для того, чтобы человек не оказался в серьезной опасности. Даже если вследствие тяжести правонарушения или многочисленных рецидивов такое изгнание является пожизненным.
71. Просто фантасмагорией выглядит ситуация, когда за, скажем, два абсолютно одинаковых преступления, совершенное двумя ровесниками с разницей в несколько минут, ответственность будет разная. Если один из них совершит преступления за пять минут до наступления полуночи суток, когда он будет признан совершеннолетним, его будут судить как несовершеннолетнего. Но когда другой сделает то же самое спустя десять минут, то уже понесет ответственность, как взрослый.
72. Вряд ли кто будет возражать, что в настоящее время у значительной части подростков и молодежи в результате воздействия многих факторов не формируется стойкого предубеждения против социально опасных действий. Совсем даже наоборот - при мыслях о мире криминала в их воображении создается романтический образ «крутых парней», не считающихся ни с общественным мнением, ни с теми законами, которые действуют в том или ином социуме. А поскольку нынешнее политическое устройство во всех странах весьма далеко от идеала, даже у откровенных уголовников нередко создается имидж борцов за справедливость.
Previous post Next post
Up