Посттравматическая шейная миелопатия

Feb 04, 2017 11:34



Вертеброгенная шейная миелопатия комплекс неврологических спинальных нарушений, возникающий на фоне врожденной аномалии, дегенеративно-дистрофических и пост-травматических изменений позвоночника. Миелопатия является тяжелым заболеванием, которое, как правило, приводит к инвалидизации больного и с трудом поддается консервативным методам лечения. Данные литературы свидетельствуют о том, что те или иные признаки миелопатии выявляются примерно у 65 % пострадавших в позднем периоде первично неосложненной травмы шейного отдела позвоночника в результате несвоевременно устраненной деформации и сужения позвоночного канала (вывихи, переломо-вывихи, компрессионные переломы тела позвонка и др.).

Патогенез шейной миелопатии, в основе которого лежит компрессионно-ишемический механизм, достаточно сложен. Однако значение в развитии неврологических расстройств принадлежит не столько непосредственной компрессии спинного мозга костно-хрящевыми структурами позвоночника, сколько их воздействию на снабжающие кровью спинной мозг сосуды (передняя спинальная и корешково-медуллярные артерии).

Клинические проявления шейной миелопатии весьма многообразны и зависят от локализации компрессионного фактора, чаще это передняя компрессия спинного мозга, реже - боковая или задняя. Для зоны непосредственного воздействия патогенных факторов на спинной мозг характерны сегментарные нарушения. Могут быть надочаговые расстройства сосудистого генеза. Ниже зоны ведущих расстройств развиваются проводниковые нарушения. Более типично постепенное нарастание неврологической симптоматики, иногда наблюдается ее стабилизация. Реже течение болезни носит ступенчатый характер, бывает и неуклонно прогредиентное течение. Очень часто выраженные неврологические проявления не соответствуют степени тяжести посттравматического дегенеративно-дистрофического процесса и, напротив, грубые морфофункциональные изменения в позвоночно-двигательных сегментах не всегда манифестируются соответствующими неврологическими симптомами.

Для успешного лечения больных с шейной миелопатией чрезвычайно важным является выявление той этиопатогенетической ситуации, которая привела к формированию клинической симптоматики. Одним из основных критериев, определяющих лечебную тактику, являлся характер и тяжесть неврологических проявлений миелопатии. Другим важным критерием, определяющих лечебную тактику, является степень угловой деформации позвоночного канала. Для определения степени деформации позвоночника на боковую рентгенограмму карандашом наносят прямые линии, проходящие через задние рентгенологические углы сместившегося и нижележащего позвонков, а затем эти линии продолжали до их пересечения и измеряли образовавшийся при этом угол, именуемый «углом деформации». В зависимости от величины этого показателя выделяют три степени деформации позвоночного канала:
    ♦ незначительная, или I степень (угол до 12°);
    ♦ выраженная, или II степень деформации (угол до 20°);
    ♦ грубая, III степень деформации (угол свыше 20°).
После выявления степени деформации позвоночника с помощью обзорной спондилограммы у больных с корешковыми синдромами выполняют функциональные рентгенограммы. Если в поврежденном сегменте позвоночника выявляется избыточная подвижность, то у таких пострадавших дальнейшее рентгенологическое обследование не имеет особого смысла, поскольку наличие неврологической симптоматики при неустраненной деформации и нестабильности позвоночника позволяет обоснованно рекомендовать этим больным хирургическое вмешательство, направленное на устранение деформации и стабилизацию позвоночного сегмента. В тех случаях, когда избыточная подвижность в поврежденном сегменте отсутствует, необходимо прибегнуть к одному (в зависимости от технических возможностей) из дополнительных методов обследования, например, к компьютерной томографии (КТ) с миелографией или магнитно-резонансная томография (МРТ). При обнаружении признаков сдавления спинного мозга и его корешков со стороны костно-хрящевых структур, показана передняя декомпрессия спинного мозга и спинномозговых корешков путем резекции костно-хрящевых структур с замещением дефекта костным алло- или аутотрансплантатом.

Корешковая симптоматика, вызванная деформацией позвоночного канала II и III степени, во всех случаях является показанием для хирургического вмешательства. В случаях отсутствия убедительных данных за компрессию спинного мозга и его корешков у больных с корешковыми синдромами и деформацией позвоночного канала I степени показана консервативная терапия. Консервативное лечение заключается в комплексном применении медикаментозных средств (прозерин; дибазол; витамины В1, В6; ксантинола никотинат; сермион; кавинтон; актовегин; сирдалуд; баклофен и др.), дозированного вытяжения шейного отдела позвоночника, иммобилизации шейного отдела воротником Шанца, массажа, физио-функционального лечения (амплипульс, ДДТ, массаж, ЛФК, электрофорез ганглерона и эуфиллина на воротниковую зону, аппликации озокерита и др. - признаки нарушения венозного оттока из позвоночного канала служат противопоказанием к применению тепловых процедур), различных блокад, магнито- и лазеротерапии, чрескожной электростимуляции, акупунктуры и др. У больных с поражением спинного мозга, проявляющимся тетрапарезом различной степени выраженности и тетраплегией, нет необходимости предпринимать какие-либо дополнительные диагностические поиски, поскольку само наличие поражения спинного мозга и неустраненная деформация позвоночного канала являются прямыми показаниями к хирургическому пособию. Однако в целях уточнения взаимоотношения поврежденных костно-хрящевых структур с содержимым позвоночного канала мы также оправдано проводить МРТ/КТ с миелографией (при отсутствии компрессии нейрональных образований со стороны костно-хрящевых структур лечебная тактика склоняется в пользу консервативных методов).

© Laesus De Liro

шейный отдел, вертебрология, травма

Previous post Next post
Up