Нарушения обоняния (►
часть №1)
Способность человека ощущать и различать запахи представляет собой чрезвычайно сложный процесс, реализация которого обеспечивается оптимальными взаимоотношениями анатомических структур носовой полости, сбалансированной деятельностью всех уровней обонятельного анализатора, тройничного нерва, вегетативной нервной системы, обонятельных центров, которые в свою очередь связаны проводящими путями со многими эффекторными центрами промежуточного, среднего мозга, лимбической системой, гипоталамусом, ретикулярной формацией.
Проводящие пути обонятельного анализатора имеют сложное строение и излагаются несколько схематизированно. Обонятельные рецепторы слизистой оболочки носовой полости воспринимают изменения химизма воздушной среды и являются самыми чувствительными по сравнению с рецепторами других органов чувств. Первый нейрон образован биполярными клетками, расположенными в слизистой оболочке верхней носовой раковины и носовой перегородки. Дендриты обонятельных клеток имеют булавовидные утолщения с многочисленными ресничками, воспринимающими химические вещества воздуха; аксоны соединяются в обонятельные нити (fila olfactoria), проникающие через отверстия решетчатой пластинки в полость черепа, и переключаются в обонятельных клубочках обонятельной луковицы (bulbus ofactorius) на II нейрон. Аксоны II нейрона (митральные клетки) формируют обонятельный тракт (tr. ofactorius) и заканчиваются в обонятельном треугольнике (trigonum olfactorium) и в переднем продырявленном веществе (substantia perforata anterior), где находятся клетки III нейрона. Аксоны III нейрона группируются в три пучка - наружный, промежуточный и медиальный, которые направляются к различным структурам мозга. Наружный пучок, обогнув sulcus lateralis большого мозга, достигает коркового центра обоняния, расположенного в крючке (uncus) височной доли. Промежуточный пучок, проходя в гипоталамической области, заканчивается в сосцевидных телах и в среднем мозге (красное ядро). Медиальный пучок разделяется на две части: одна часть волокон, пройдя через gyrus paraterminalis, огибает corpus callosum, вступает в gyrus fornicatus, достигает гиппокампа и крючка; другая часть медиального пучка образует обонятельно-поводковый пучок нервных волокон, проходящих в stria medullaris таламуса своей же стороны. Обонятельно-поводковый пучок заканчивается в ядрах треугольника уздечки надталамической области, где начинается нисходящий путь, подключающий мотонейроны спинного мозга. Ядра треугольной уздечки дублированы второй системой волокон, приходящих из сосцевидных тел.
Способность ощущать и определять запахи зависит не только от хорошей проходимости носа и беспрепятственного транспорта пахучих веществ в обонятельную зону, но и от сбалансированной деятельности всех уровней обонятельного анализатора, хеморецепторов тройничного нерва, вегетативной нервной системы, обонятельных центров.
О современных методах исследования обонятельного анализатора вы можете прочитать
здесь …
Встречаемость обонятельной дисфункции (
обонятельных нарушений - дизосмии), по разным данным, колеблется от 1 до 19% случаев. В большинстве случаев (13,3%) наблюдается снижение остроты обоняния, реже (5,8%) - аносмия. Наиболее частыми причинами дизосмий являются респираторно-вирусная инфекция (39%), заболевания носа и околоносовых пазух (21%), последствия черепно-мозговой травмы (17%), врожденная аносмия (3%), в 18% случаев речь идет о нарушениях обоняния неустановленной этиологии, в 3% - о других причинах (Hendriks A.P. at all, 1987; Deems D.A. at all, 1991; Bramerson А. at all, 2004;).
► В практическом отношении различают следующие виды нарушения обоняния (Hendriks A.P. Olfactory disfunction. Rhinology 1988):
1 - аносмия (неспособность пациента ощущать запахи);
2 - гипосмия (снижение способности воспринимать запахи);
3 - паросмия (искаженное восприятие запаха);
4 - фантосмия - обонятельные галлюцинации (восприятие запахов при отсутствии обонятельного стимула);
5 - обонятельная агнозия (неспособность узнавать запах).
► В зависимости от механизма развития дизосмии дифференцируют такие обонятельные нарушения, как:
1 - респираторная дизосмия - обусловлена нарушением движения воздуха в обонятельной щели;
2 - эпителиальная дизосмия - связана с изменениями слизистой оболочки в обонятельной области; причиной ограничения контакта пахучего вещества с рецепторными клетками нейроэпителия в этих случаях является недостаточность секрета боуменовых желез при атрофическом рините, озене, дистрофической форме склеромы;
3 - комбинированная дизосмия - возникает при сочетании вентиляционных расстройств и изменений слизистой оболочки обонятельной области;
4 - невральная дизосмия обусловлена поражением filia olfactoriae и нередко наблюдается у больных, перенесших грипп, острую респираторную инфекцию, а также при острых и хронических синуситах, интоксикации антибиотиками, облучении слизистой оболочки обонятельной зоны по поводу опухолей носоглотки, гипофиза; при этом могут возникать разнообразные изменения нейродинамического характера - от симптомов раздражения (гиперосмия, паросмия, обонятельные галлюцинации) до выпадения (снижение, отсутствие обоняния, нарушение распознавания запахов);
5 - центральная дизосмия возникает при патологии проводящих путей и обонятельных центров; изолированное повреждение проводящих путей происходит главным образом при черепно-мозговой травме, в особенности затылочной и лобно-лицевой областей, внутричерепной геморрагии.
Оториноларингология и неврология. Чаще всего исследование обоняния входит в компетенцию оториноларинголога, однако не секрет, что в повседневной клинической практике оценка обонятельной функции нередко игнорируется. Между тем знание исходного состояния обонятельной чувствительности имеет существенное значение, как для диагностики различных заболеваний, так и для клинической интерпретации изменений обоняния в процессе и после лечения патологии носа и околоносовых пазух, а также других органов и систем. При исследовании обоняния может возникнуть необходимость консультации больного у различных специалистов - невролога, нейрохирурга, эндокринолога, психиатра и др. В особенности это касается ситуаций, когда у пациента с отчетливым нарушением обоняния нет убедительных клинических признаков патологии носа и околоносовых пазух. В этом случае необходимо внимательно проанализировать результаты обследования с целью исключения в первую очередь объемного процесса в головном мозге. Это в равной степени относится к одно- и двусторонней аносмии. Следует иметь в виду, что, по данным В.И. Самойлова (1985), при опухолях головного мозга нарушение способности ощущать запахи встречается у 12,3% больных. Прежде всего, речь идет об опухолях передней и средней черепных ямок. Вероятность такого процесса возрастает при сочетании аносмии с другими очаговыми симптомами: психическими нарушениями, изменениями глазного дна и полей зрения и др. При локализации опухоли в задней черепной ямке гипо- или аносмия расцениваются как поздний симптом. Более ранними признаками заболевания в этих случаях являются нарушения идентификации и дифференцировки запахов. Нарушение узнавания запахов может также указывать на поражение кортикального отдела обонятельного тракта при опухоли височной доли. Наличие обонятельных галлюцинаций на фоне снижения обоняния свидетельствует о локализации опухоли в области гиппокамповой извилины на стороне поражения.
Ятрогении. С потенциальным риском возникновения
обонятельных расстройств нередко сопряжено применение интраназальных лекарственных препаратов. К счастью, в абсолютном большинстве случаев речь идет о транзиторных нарушениях, обусловленных изменениями слизистой оболочки, которые обычно купируются в течение нескольких недель. Однако в отдельных случаях, например, после эндоназальных хирургических вмешательств, может возникнуть стойкая дизосмия. В связи с этим перед началом лечения важно знать исходное состояние обонятельной функции, а на этапе предоперационного обследования необходимо предупредить пациента о вероятности временного угнетения обоняния в послеоперационном периоде и перспективах его восстановления.
Влияние анатомических изменений в полости носа на состояние обонятельной функции. В 83% случаев нарушения обоняния ассоциируются с деформацией (искривлением) перегородки носа (Протасевич Г.С., 1995), нарушениями внутриносовых структур в обонятельной зоне (Zusho H., 1982). Закономерные изменения внутриносовой архитектоники наблюдаются при травматических повреждениях пирамиды наружного носа. В частности, различные деформации обонятельной щели могут быть связаны с дислокацией латеральной стенки носа. Это обстоятельство является причиной нарушения обоняния у 32,8 - 42,8% пациентов с деформациями наружного носа (Мартинкенас Й.В., 1987). Следует подчеркнуть, что состояние обонятельной функции в этих случаях является весьма чувствительным маркером, отражающим особенности структурных нарушений в полости носа.
Необходимо помнить, что даже безупречно выполненное ринохирургическое вмешательство может не привести к улучшению обоняния, нарушение которого связано, например, с тяжелой травмой носо-лицевой области, выраженными дистрофическими изменениями слизистой оболочки. Кроме того, примерно у 1/3 пациентов наблюдается временное угнетение восприятия запахов, связанное с послеоперационными реактивными изменениями слизистой оболочки, которые купируются самостоятельно. Однако у некоторых больных может возникать послеоперационая аносмия, причины которой далеко не всегда поддаются объяснению. В этих случаях недиагностированное перед операцией нарушение обоняния может быть источником конфликтных ситуаций и правовых коллизий, когда наличие обонятельной дисфункции связывается пациентом с перенесенной операцией. Поэтому предоперационное исследование обоняния, сопоставление полученных результатов с данными послеоперационного тестирования является серьезным аргументом в оценке эффективности ринохирургического вмешательства, вероятности возникновения/усугубления обонятельных нарушений и прогноза.
Одной из наиболее частых причин дизосмии/аносмии являются ринит и риносинусит. По данным европейских согласительных документов по риносинуситу и назальному полипозу (European Position Paper in Rhinosinusitis and Nasal Polyposis), нарушение обоняния наряду с затруднением носового дыхания, патологическими выделениями из носа и головной болью входит в перечень наиболее частых субъективных признаков острого риносинусита. Согласно оценкам экспертов, частота обонятельной дисфункции у таких больных достигает 14 - 30%. Исследование обоняния позволяет оториноларингологу не только констатировать наличие одного из наиболее распространенных симптомов риносинусита, но может оказаться и достаточно полезным показателем эффективности проводимого лечения.
Об изменениях обонятельной функции в период беременности вы можете прочитать
здесь …
Обонятельные нарушения играют важную роль в формировании клинической картины психических расстройств. Отмечается, в частности, высокая (у 44% больных) частота обонятельной дисфункции при неврозах (Попелянский А.Я., 1998). Выявлены особенности состояния обонятельного анализатора у больных эпилепсией (Димов Д., 1998). Обонятельная дисфункция является ранним признаком болезни Паркинсона, Альцгеймера, шизофрении (Eibenstein A. et all, 2005). Повышение порогов восприятия и идентификации запахов при шизофрении может быть обусловлено недостаточностью центральных механизмов анализа этой информации, изменением строения и объема обонятельных луковиц, выявленнных с помощью МРТ (Moberg P.J. et all, 2003; Eibenstein A. et all, 2003). В известной степени повышение порогов обоняния у больных шизофренией может быть связано с продолжительным приемом психотропных средств. Обладая α-адреноблокирующим и антихолинергическими свойствами, эти препараты отрицательно влияют на функциональное состояние слизистой оболочки, что сказывается на деятельности периферического отдела обонятельного анализатора (Борисенко Г.Н. и соавт., 2005). Наряду с устранением психоэмоционального напряжения, они оказывают угнетающее действие на сосудодвигательные центры, скорость передачи нервного импульса в симпатических ганглиях. Это отрицательно сказывается на активности центральных отделов обонятельного анализатора, вызывая вторичные изменения обонятельного центра и ассоциативных связей (Райский В.А., 1988).
Больные шизофренией часто допускают, прибегая для характеристики своих ощущений к специфическим образам («твердый запах» и др.). О тяжелом течении шизофрении свидетельствует обонятельный галлюционоз Гобека, который проявляется ощущением больным дурных запахов, якобы исходящих из собственного тела, без обонятельного стимула. Нарушение обоняния рассматривается в качестве надежного предиктора развивающихся психозов и может использоваться при диагностике шизофрении.
читайте также:
статья «Обонятельные расстройства у пациентов с нейродегенеративными и психическими заболеваниями» С.В. Морозова, Д.М. Савватеева; ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России (РМЖ, №9, 2014) [
читать];
статья «Обонятельные расстройства у пациентов с психическими заболеваниями» С.В. Морозова, Д.М. Савватеева, А.Б. Тимурзиева; Кафедра болезней уха, горла и носа ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва (Журнал неврологии и психиатрии, №7, 2014) [
читать]
Нередко причиной обонятельных расстройств является воздействие ряда психотропных средств, алкоголя. Различные проявления обонятельной дисфункции регистрируются у 70 - 100% страдающих алкогольной зависимостью, у 96% лиц, злоупотребляющих нейротропными препаратами (Худжанов Ш.К., 1993). При этом у 40 - 50% обследованных с алкогольной зависимостью выявляется глубокое, вплоть до аносмии, поражение обонятельного анализатора, у каждого третьего - обонятельные галлюцинации (Миразизов К.Д. и соавт., 1987). Оценка глубины изменения обонятельной функции у наркозависимых может использоваться для характеристики и степени наркотической зависимости, стадии заболевания и прогноза (Амонов Э.И. и соавт., 2001). Обращается внимание на динамический характер обонятельных расстройств у наркологических больных, что подтверждается нормализацией функционального состояния обонятельного анализатора на фоне адекватной терапии [Худжанов Ш.К., 1993; Амонов Э.И. и соавт., 2001).
Интерпретируя результаты исследования обонятельной функции, следует учитывать тот факт, что небольшие отклонения показателей, выходящие за пределы контрольных значений, далеко не всегда свидетельствуют о наличии патологии. Острота обоняния в значительной степени зависит от психоэмоционального состояния, возраста, пола пациента (например, у женщин пороги обоняния ниже, чем у мужчин). Однако в целом, исходя исключительно из практических соображений, исследование обоняния должно занимать важное место в перечне методов оценки функционального состояния ЛОР- органов и нервной системы, а его результаты должны тщательно протоколироваться в амбулаторной карте и/или истории болезни.