Неспецифическая боль - это боль, заключение о наличие которой выносится только лишь на основании феноменологической картины «болевого поведения» при обязательном условии отсутствия положительных результатов в ходе выполнения достаточного набора диагностических процедур, специфичность перечня которого (т.е. набора) определяется «общеклиническим стандартом» и стандартами обследования в отношения той болезни, феноменологию которой «повторяет болевое поведение».
Так, например, в отношении боли в спине (а точнее в ее нижней части - в пояснице), которую определяют как «неспецифическая», обычно, предоставляется следующее пояснение: «неспецифическая боль в нижней части спины - это синдром люмбалгии, включенный в МКБ-10 как регистрационная категория М.54.5, который возникает в результате воздействия механических и/или постуральных факторов, патофизиология которых малопонятна и не связана с какими-либо другими заболеваниями, включая инфекции, опухоли, переломы, остеопороз и др.; заболевание считается мультфакторным, с участием как экзогенных, так и эндогенных факторов. За последние несколько лет доказана роль психологических факторов в патогенезе боли в нижней части спины; факторами риска считаются тревожность, депрессия, стрессы, в т.ч. проблемы в семье и на работе».
Следует отметить, что неспецифическая боль, это возможный вариант трансформации хронической боли, но не эквивалент хронической боли. Хроническая боль, то есть боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления, в ходе «процессуальной» обработки в силу облигатного «реагирования» центральной нервной системы (реакция личности на боль - переживание боли) на восходящий ноцицептивный поток всегда в той или иной степени «обрастет» функциональными симптомами вследствие закономерного развития феномена «телесной сверхбдительности» (англ. - «bodily hypervigilance»), который также называется феноменом «соматосенсорной амплификации». Неспецифическая боль может быть также и проявлением «острой клинической ситуации», при анализе которой обычно не выявляется специфических симптомов (то есть объективных признаков), которые бы указывали на конкретный органический или струкутрно-функциональный «элемент» лежащий в основе данной острой клинической ситуации. Не менее важным является и то, что «хроническая боль» может быть проявлением как «функционального» расстройства (конверсионного, диссоциативного), так и реально существующей органической «патогенной почвы» (например, хроническая боль вследствие ревматической патологии, притекающей с хроническим суставным синдромом), а «неспецифическая боль» по определению есть только лишь появление функциональной патологии, которая иногда может проявляться на фоне органической патологии, «черпая» из нее лишь феноменологию заболевания (имитация).
Таким образом, неспецифическая боль, лишенная как «причиной» специфичности, так и специфики в отношении «характера реакции на патологический процесс и его развития» имеет значение только лишь как «средство клинического мышления», позволяющее пролонгировать диагностический поиск в тех разумных пределах, которые не нанесут вред пациенту, лишая его «специфического лечения» и «специфических мер профилактики». Констатация нозологической единицы, которая содержит определение «неспецифический (болевой)» не должно быть «клинической реальностью», поскольку необходима либо констатация выявленного органического или струкутрно-функционального дефекта, либо констатация психиатрической патологии (любого регистра) в случае ее явного присутствия или в случае отсутствия данных, подтверждающих наличие органической патологии в ходе проведения диагностического поиска). Положительное (полезное) значение понятия «неспецифическая боль», как средства клинического мышления заключается в том, что оно постоянно побуждает врача оценивать (анализировать) развивающийся патологический процесс с точки зрения поиска его причины (подтверждение диагностической гипотезы), как имеющей отношение либо к соматической, либо к психической, либо к психосоматической патологии, что позволяет исключить диагностическую небрежность, влекущую за собой ряд неблагоприятных медицинских и социальных последствий.
PS: до тех пор, пока «неспецифическая боль в нижней части спины» будет «неспецифической» она будет «болью»; при этом проблема «хронизации», практически облигатная ей (боли в нижней части спины) будет решена после того как рассмотренный выше диагностический принцип-альтернатива начнет «работать» и медицинские манипуляции (или средства) будут направлены либо на конкретную (специфическую) «соматический субстрат заболевания», либо на конкретную (специфическую) психиатрическую патологию, с учетом и коррекцией психосоматических (неспецифических) реакций возникающих как в первом, так и во втором случае.
© Laesus De Liro