Aug 31, 2023 18:37
Во время оно возник (да и по сию пору никуда не делся) нарратив, представляющий И.В. Сталина эдаким "Красным Монархом". В связи с этим недобросовестные личности пытаются представить дело таким образом, что в период ВОВ "бывший семинарист" Коба-де задружился обратно с церковью, реабилитировал православие, позволил открыть храмы (ну и с иконой вокруг Москвы позволил полетать, чего ж фантазию сдерживать).
Однако документальные источники дают иную картину. Открывали храмы совсем другие люди и по совершенно другим мотивам.
В частности, по данным Совета по делам РПЦ, в 16 областях Украины в период нацистской оккупации было открыто 4625 церквей (72,1% от всех церквей, действовавших в республике к 1946 г.) Больше всего храмов начало действовать в Винницкой области, где перед войной не было ни одной церкви. В Воронежской области 66 храмов (93% от церквей, действовавших в области к апрелю 1944 г.), были открыты во время оккупации. В Орловской области нацисты открыли более сотни церквей (90%, соответственно), в Курской - 219 (86%). В Брянской и Белгородской областях число открытых церквей доходило до 300 в каждой. В Ленинградской области в одном только 1942 г. было открыто 156 храмов (до войны было 5). И так далее.
Сравним это с ситуацией в регионах, куда нацисты не дошли: на 13 краёв и областей Сибири и Дальнего Востока к середине 1946 г. приходилось всего 65 открытых храмов. В Кировской области церквей не было в 42 районах. В Марийской АССР на начало 1944 г. не было ни одной церкви. Весной 1944 г. в Мордовии не было ни одной действующей церкви. На территории Алтайского края к началу 1929 года существовало 595 церквей, 5 монастырей, 300 сектантских групп - а к 1948 году осталось 7 действующих церквей, 4 молитвенных дома и 8 общин сектантов. В общем и целом для не подвергшихся оккупации регионов была гораздо более характерна подпольная религиозная деятельность: богослужения и молитвенные сборища проводились на частных квартирах священниками-нелегалами, втихую.
Но были ли храмы, открытые при Советах? Да, были, однако их было очень мало, и мотивация их открытия была весьма прозаичной: "В целях отрыва верующих из-под влияния антисоветского элемента с разрешения правительства в Алтайском крае в 1943-1944 гг. было открыто несколько церквей" (из справки управления МГБ по Алтайскому краю от 6 апреля 1948 г.) Такие открытые церкви были штучным исключением, а не правилом. В основном советская власть в условиях военного времени мирилась с существованием открытых храмов, но не более того.
Вместо постскриптума: пусть читатели сами для себя ответят на вопрос, зачем это нацистам, пришедшим на советскую землю с целью истребления и ограбления советских граждан, понадобилась сеть религиозных учреждений, и нет ли здесь какой-то закономерности. Заодно можно решить, чьей позиции вы держитесь в вопросах религиозного культа: господина Гитлера или товарища Сталина.
Религия