Отряды солдат силой вторгаются в мирные жилища, отрывая молодых людей от родителей, мужей от жен, отцов от детей. Они штыком преграждают двери, через которые жены и матери хотят пройти, чтобы попрощаться с покидающими их родными. Они сгоняют своих пленников в группы по десять и двадцать человек и заталкивают их в вагоны. Как только поезд заполняется, офицер дает сигнал к отправлению. Тысячи обращаются в рабство.
Прежде чем читать дальше, попробуйте отгадать - что за события описываются в этом отрывке, где и когда они происходят, кто кого гонит в рабство.
Это ноябрь 1916-го года, немцы осуществляют насильственную отправку бельгийских рабочих на германские заводы - а эмоциональное описание принадлежит бельгийскому кардиналу Мерсье. Почему же это происходит? Дело в том, что за два месяца до этого состоялась серия совещаний немецких буржуа и военных, на которых промышленники Германии (среди прочих - Дуисберг и Крупп) просили Гинденбурга и Людендорфа устранить критический недостаток рабочей силы, из-за которого невозможно выполнение новой программы вооружений, объявленной Гинденбургом. Более того, лично олигарх Дуисберг предложил, изящно выражаясь, «открыть резервуар бельгийской рабочей силы». Результат описан во фрагменте, приведённом в начале: орудующие винтовками солдаты "открывают резервуар". Всего на немецкие заводы и шахты было отправлено 66 тысяч бельгийцев.
Более того, когда США (на тот момент - ещё невоюющая страна) заявили протест против этих акций, немецкий генерал-губернатор Бельгии цинично сообщил, что эвакуация бельгийских рабочих означает для них благо. Немецкая печать развила эту тему: газета «Кёльнер фольксцейтунг» утверждала, что депортация бельгийских рабочих диктовалась «подлинным гуманизмом, поскольку она спасла тысячи трудоспособных рабочих от разорения из-за безработицы».
Это вполне очевидная предпосылка будущей политики нацистов, но надо всё же оговориться: предшественники фюрера не смогли обеспечить должный уровень зверств, и несмотря на угрозы, перемещенные бельгийцы отказались работать. В итоге немцы дали слабину и вернули бельгийцев на родину.
Все мы знаем, какие выводы сделает из этих акций один мало кому известный тогда ефрейтор со странными усами.