Музей ковров в Стамбуле. Зал №3. И снова ушакские ковры!

Jan 15, 2015 11:08

Начало: музей ковров в Стамбуле
Ковры Гольбейна
Ушакские ковры - самые знаменитые турецкие ковры
Самые необычные ушакские ковры
Музей ковров. Зал№2 и молитвенные ковры

В предыдущих постах мы, вроде, разобрались, что классические ушакские ковры - «медальонные», «звездчатые», «птичьи» и «чинтамани». Но если бы все было так просто. Ха! :) Турецкие ткачи из города Ушак старались на славу, и все многообразие их ковров не умещается в вышеуказанную классификацию.


Фото с официального сайта музея

Есть среди ковров из этого города еще одна группа. Сходные по цвету, оформлению бордюров и техническим характеристикам, они отличаются по дизайну.



Исследователи систематизировали их следующим образом:

1. Ушакские ковры «Смирна».
2. Ушакские ковры с геометрическими медальонами.
3. Ушакские ковры с медальонами-ломтиками.
4. Молитвенные ковры«Саф» (saf).

Все они представлены в третьем зале стамбульского «Музея ковров».



• УШАКСКИЕ КОВРЫ «СМИРНА».
В целом рисунок на них иммитирует узоры иранских ковров.
Смирна - древнее название города Измир. Ковры здесь не ткали. Но именно благодаря этому важнейшему торговому городу-порту турецкие ковры (и не только ушакские) расходились по всему миру.



В центре ушакских смирнских ковров на красном фоне - темно-синие, зеленые и голубые медальоны в виде листьев. Структура узора - повторяющийся по вертикальной оси орнамент из медальонов, стилизованных под «хатай» (hatai) - мотив лотоса. Об этом орнаменте, широко распространенном, в частности, в турецкой керамике, вы можете почитать здесь.


Ковер XVIII века из мечети "Сулеймания"

Кстати, я нашла этот же ковер на фото в интернете. С трудом узнала, но это он! Насколько по-другому смотрится!



Хатаи здесь - 6 синих медальонов-«цветков» по центральной вертикали и такие же - по половинке по бокам.

Разыскивая какую-либо стоящую информацию о смирнских коврах на просторах русскоязычного интернета, я то и дело натыкалась на упоминание о них в художественной литературе - у Золя (и не один раз!), у Дюма, у Жюль Верна, у Солженицина. Теофиль Готье вот в «Поэме женщины» возложил прелестную султаншу именно на ушакский смирнский ковер. :)

Султанша юная в серале
На смирнских нежится коврах,
Любуясь в зеркало из стали,
Как смех трепещет на устах.


Ушакский ковер "Смирна", XVIII век

Один из них купил русский писатель XIX века Всеволод Крестовский. Вот как описал он свое приобретение в книге «В дальних водах и странах»:
«К числу достопримечательностей здешнего (Смирнского) базара относятся два большие склада ковров местного производства. Смирнские ковры славятся по всему Востоку, да и в Европе весьма ценятся за свою добротность, пышную, мягкую бархатистость, исполненный вкуса оригинальный подбор колеров и изящество восточного рисунка. <…>



Цены на ковры зависят здесь от размеров ковровой ткани, и мерою в этом случае служит пик. Количество пиков измеряется в длину и ширину ткани, и затем вам объявляют, что в ковре столько-то пиков, в цена одного пика в этом сорте стоит от 2 1/2 франков до 4 меджидие (20 франков), а в целом мне уступили громадный коврище превосходной работы за 25 фунтов стерлингов и то только по случаю "мертвого сезона", потому что в это время на такие предметы нет никакого спроса. Люди сведущие и здесь, и потом в Александрии, поздравляли меня с необыкновенно удачной и дешевой покупкой. "Осенью, - пояснил хозяин, - когда наезжают сюда европейские милорды, я бы никак не уступил этот ковер дешевле сорока фунтов, но… иншаллах! И вещи, как и люди, имеют свою судьбу, свое предопределение… Ваше счастье: берите его за 25 фунтов!»


Ушакский ковер "Смирна", начало XХ века

Я не знаю, что конкретно в данном случае имеется ввиду под словом «пик», но традиционно качество ковров (помимо материала - шелк/шерсть) зависит от количества узлов на 1 квадратный сантиметр/дюйм/дециметр/метр.



Чем плотнее ковер, тем он прочнее и легче. Тем меньше он приминается, меньше загрязняется и лучше чистится. Прочитала такую фишку: якобы в Стамбуле на базаре продавцы метают в натянутый ковер кинжал, и он его не пробивает! Не знаю, правда это или нет, но впечатляет!


Ушакский ковер "Смирна", начало XХ века

Ну и раз уже заговорили про узлы, не могу не упомянуть, что два самых распространенных узла в ковроткачестве во всем мире - это персидский (асимметричный), он же - сенна, и турецкий двойной (симметричный), он же - «гиордес» (тур. Gördes). Двойным его называют, потому что он завязывается на двух нитях основы. Тогда как персидский завязывается на одной нити основы:




Турецкий узел сложнее в плетении, ковры, сотканные таким образом, считаются более прочными и долговечными. Персидский узел меньше, поэтому хорош для передачи деталей в орнаментах.

Но я совсем ушла в сторону от темы! А мы ведь разбираем очередную группу турецких ушакских ковров.

• УШАКСКИЕ КОВРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕДАЛЬОНАМИ.
Стиль этих ковров отличается от классических ушакских. Как правило, на этих коврах изображены медальоны в виде шестиугольников, геометрично разбитых на секции, сформированные узором в виде зазубренных листьев. Внутри - еще один четырехугольный медальон.

Сложно по описанию, правда? Я долго продиралась через смысл и на турецком и на английском. Гораздо легче посмотреть на рисунок. На выставке был представлен вот такой ковер - как раз данный тип:



Честно скажу, разобраться мне было очень сложно. В музее не подписано, к какому типу принадлежат ковры, ошибиться любителю несложно. Но я нашла в интернете статью «Ковры-сокровища мечети Сулеймание», иллюстрированную как раз фотографиями из архивов музея ковров. Благодаря ей, я и определила, на какой ковер смотрю в данный момент. Вот фотография этого же ковра из статьи. XVIII век, из мечети "Эски джами" в Эдирне:



• УШАКСКИЕ КОВРЫ С МЕДАЛЬОНАМИ-ЛОМТИКАМИ (дольками).
В центре этих ковров расцветают медальоны в форме клевера с четырьмя листочками. Центральный медальон с двух сторон продолжается-расширяется шестиугольными медальонами, создавая на ковре ощущение бесконечности. На фото этот ковер в центре:



Действительно, медальон похож на клевер! :)



Этот же ковер, сфотографированный для музея и более верно отражающий цвета. Например, фон его бордюра на самом деле синий, чего совершенно не видно на сделанной мною без вспышки фотографии. Внутри листков «клевера» - стилизованные хатаи и цветы:



• МОЛИТВЕННЫЕ КОВРЫ «САФ» (saf).
Saf - по-турецки, оказывается, не только «чистый», «простодушный, наивный», но и - «шеренга», «строй». Удачная игра слов в данном случае. :) Ковры-то - молитвенные. А к богу надо обращаться с чистой душой и мыслями. Сначала я так и перевела для себя - «чистые» ковры. Однако в данном случае под «saf» подразумевается именно «РЯД». Ряд узора - повторяющиеся арки михрабов (молитвенных ниш в мечети). Узор простой, но очень важный для структурирования процесса, поскольку позволяет нескольким людям одновременно сформировать линию, ряд-шеренгу во время намаза. Благодаря этому в мечети одновременно может совершать молитву большое количество народа:


Фото с официального сайта музея

Уловили разницу между обычными молитвенными коврами, в частности с мотивом «замочная скважина», и молитвенными коврами «саф»?

Третий, последний, зал музея также самый впечатляющий по размерам ковров. Оооо!!!! КАКИЕ громадные здесь ковры! Причем отлично сохранившиеся. Вот эти два - из мечети Сулеймание - второй по значимости в Стамбуле после Голубой. Оба относятся к типу молитвенные ковры «саф» (saf halı seccade). Оба сотканы в Ушаке. Оба - XVII века:



Верхний ковер - 640х365 см. Обратите внимание, что на нем арка (михраб) не пуста - в ней висит светильник (кандиль). Обратимся опять к работе П. Р. Гамзатовой «Функции молитвенного ковра в культуре ислама» . Как пишет исследовательница, «в культурной традиции ислама такие понятия как лампа-свет-любовь-мысль-знание-истина-Бог связаны воедино». Эту связь объясняет очень красивая цитата из суры ан-нур:

«Аллах - светоч небес и земли, свет которого подобен нише, где светильник в стеклянном сосуде как жемчужная звезда.
Светильник возожжен от благословенного древа оливы, не восточной и не западной, чье масло освещает, даже если его не коснется огонь.
Это светоч на светоче.
Аллах ведет к своему свету того, кого пожелает, и приводит людям примеры - ведь Аллах всемогущ». (24: 35).



Рассматриваем молитвенные ковры дальше с помощью Гамзатовой:
«Уже в наиболее ранних из известных ковров XVI века прослеживается композиционный принцип <…> Основное поле, заключенное в михрабную арку, остается полностью свободным от декора, несмотря на, как правило, пышный и очень богатый орнамент каймы и треугольных секторов над аркой. Исследователи не раз отмечали своеобразную "нелюбовь к пустоте" в прикладном искусстве мусульманских народов, стремление заполнить пространство предмета орнаментом. Раскрытие семантики данного приема возможно только в контексте определенных мировоззренческих представлений мусульман, в частности, такой категории как "сокрытие тайного" и связанной с ней идеи завесы».

Правда, в данном случае у нас арка не пуста. Ее украшает малюсенький цветочек гвоздики:



Цвета внутри михрабной арки тоже символичны: зеленый - райский, красный - царственный, белый - «максимально беззнаковый цвет и в то же время вмещающий в себя весь цветовой спектр, аналог света».

Наша виртуальная экскурсия по стамбульскому "Музею ковров" подошла к концу. Но это не значит, что закончилось путешествие в МИР ковров. :) Он бесконечен. В следующих "сериях" расскажу о ковровой символике - тех тайных знаках, по которым можно читать ковры...

искусство, Стамбул

Previous post Next post
Up