Музей ковров. Зал №2 и молитвенные ковры

Jan 08, 2015 16:59

Начало: музей ковров в Стамбуле
Ковры Гольбейна
Ушакские ковры - самые знаменитые турецкие ковры
Самые необычные ушакские ковры

Уже 4 поста о коврах, а мы побывали только в первом зале музея ковров в Стамбуле! Второй зал - это бывшая кухня имарета. Экспозиция здесь посвящена коврам из Центральной и Восточной Анатолии и представляет самые распространенные узоры этих областей.



В большинстве своем в центре ковра - медальон с зубчатыми краями или в форме звезды:



Самые красивые и лучшие по качеству ковры ткали в Конье, Карапынаре (Karapınar), Сивасе (Sivas) и Дивриги (Divriği). Кстати, я обратила внимание, что большая часть из выставленных ковров пожертвовала музею знаменитая мечеть из Дивриги Улу-джами (Ulu cami), включенная ЮНЕСКО в список Всемирного наследия:





Еще один ковер из "Улу Джами", XVI век:



Не могу удержаться, чтобы не показать эту мечеть, построенную сельджуками в XIII веке. Ее ворота - просто фантастика!


Источник фото

А еще более фантастична игра света и тени так, как это задумал зодчий. При определенном освещении можно увидеть то фигуру мужчины, читающего коран:


Источник фото

То женщину в хиджабе. Это же просто театр теней какой-то !


Источник фото

Часть ковров в этом зале выставлена живьем, без всякого стекла. Можно подойти, ткнуться носом и рассмотреть каждый сантиметр. Только что трогать запрещено и вспышкой пользоваться:



Мы уже видели в первом зале музея знаменитые ушакские ковры. Во втором зале они тоже выставлены:



Особая группа ковров, представленных здесь, выткана в Восточной Анатолии, - молитвенные ковры с мотивом «замочной скважины». Что это такое, сразу понятно, когда смотришь на ковры:


Молитвенный ковер, XIX в., г. Хереке

Предполагают, что источником этого мотива стали самые первые молитвенные коврики с изображением михраба - молитвенной ниши в мечети. В узоре этом видят также влияние кавказских ковров, ткавшихся в разных областях Кавказского региона в начале XVIII века.
Молитвенный коврик, XVI в., Конья. "Музей турецкого и исламского искусства", Стамбул:



Вообще, я никогда не задумывалась о функциях молитвенного коврика, пока вот сейчас не наткнулась на статью П. Р. Гамзатовой «Функции молитвенного ковра в культуре ислама» . Зацепила взглядом один абзац и так ярко представила и прониклась глубоким смылом. А ведь и правда - для настройки. В данном случае коврик для намаза - это практически ковер-самолет, переносящий молящегося к богу:



«Одна из важнейших функций молитвенного ковра - это выделение молящегося в особую зону, отделение от внешнего обыденного мира. Одновременно он организует человека в этом внешнем вполне реальном пространстве. При этом человек приобщается к определенному духовному миру и оказывается включенным в социум, члены которого обладают едиными духовными основами».
Разложил коврик, настроился - и... отключился от внешнего мира, духовно устремившисяь к Сущему. И неважно, что вокруг тебя сейчас происходит. Вот такая простая прикладная магия. :)



Тогда изображение арки (михраба, молитвенной ниши) на таком коврике - это портал в другой мир (а именно - в рай), ворота в него, граница...



«Идея перехода, входа одна из основных в символике молитвенного ковра, где арка (михраб) представляется воротами в иную пространственную сферу, в Рай». Кстати, согласно кораническим описаниям, праведники, одетые в зеленые одеяния, возлежат в Раю на расшитых ложах и коврах (Коран 55:54, 76; 56:15; 76:11-22).


Молитвенный ковер XVIII века, Мугла - Милас.

Что ТАМ, за пределами этого мира? Что можно увидеть, подглядев в «замочную скважину» михраба? На этом ковре - определенно райский сад. :)



«Ковер как предмет в культурной традиции ислама устойчиво связан с идеей сада, травы, зелени, весны, а в конечном итоге и райских кущ», - продолжает рассказ о молитвенных коврах в культуре ислама Гамзатова.

Обратите внимание на светлый фон у двух молитвенных ковров в экспозиции. В других случаях белый цвет в коврах встречается крайне редко. Вспоминаются только ушакские «птичьи» ковры. Связано это с сакрализацией белого цвета, использованием его в обрядовых ситуациях у многих народов мира (свадьба, траур), в том числе и у мусульман - хадж в Мекку они совершают именно в белых одеяниях.


Молитвенный ковер XVIII века, г. Маниса

Продолжение следует...

искусство, религия

Previous post Next post
Up