Церковь святого Сульпиция
Хотя мушкетеры жили в двух шагах от этой церкви и многократно мимо нее ходили, видели они совсем другое здание, гораздо более маленькое и древнее. Хронологически оно на этом месте было вторым и возникло в 1211 году, когда прежняя церковь перестала вмещать прихожан пригорода Сен-Жермен. В те времена Левый берег Сены считался глухой окраиной и дальними выселками.
Вот так она выглядела во времена «Трех мушкетеров».
Но кюре Жан-Жак Олье был человеком честолюбивым и потому решил, что скромная церковь не гармонирует с блеском находящегося поблизости Люксембургского дворца. И началась стройка. Старую церковь разобрали, оставив только подземную часть с основанием колонн. Первый камень нового здания положила лично ее величество Анна Австрийская в 1646 году.
Как водится, всяческий дестрой затянулся лет этак на сто, так что не удивительно, что в «Двадцать лет спустя» д'Артаньян живет уже в совсем другом месте, на улице Тикетон, угол Сен-Дени, в двух шагах от St.Leu - St.Gilles. Кому охота постоянно видеть и слышать под боком грандиозную стройку?
Как бы то ни было, закончили новое здание Сен-Сюльпис только в 18 веке. Фасадом и центральным нефом занимался лично архитектор Сервандони, в честь которого переименовали улицу Могильщиков. Но, как это часто случается, нормального управления проектом и в помине не было, архитекторов меняли как перчатки. Потом еще вмешалась Революция, во время которой здание очень сильно пострадало.
Одним словом, на завершение строки ушло примерно двести лет, а само здание получилось как бы собранным из разрозненных фрагментов. Отсюда и асимметричные башни на фронтоне, и сильно выбивающаяся из общего стиля маленькая часовня Святой Девы в задней части здания, единственная уцелевшая из первоначального проекта 17 века.
Вот она - часовня, с которой началось новое здание церкви.
А это современный фасад с теми самыми асимметричными башнями.
Все, дальше душнить историческими фактами не буду, просто покажу очень примечательные, на мой взгляд, интерьеры. А слову, Сен-Сюльпис по размерам уступает всего двум храмовым зданиям - базилике Нотр-Дам и церкви Святого Евстафия, о которых речь еще впереди.
Центральный неф
Как он меняется в зависимости от освещения!
Орган над входом
Алтарь
Распятие
Кафедра проповедника
Скульптура Богородицы в часовне Святой Девы («Золотая Богородица»)
Жан-Мари Вианней, невероятный священник 19 века, при жизни заслуживший всенародное уважение и громадную любовь, и это в послереволюционной и не слишком религиозной Франции. Один их тех, кто действительно был святым при жизни и был посмертно канонизирован.
Святой Венсан де Поль (о нем точно упоминалось в «Десять лет спустя», а может, и в «Двадцать» тоже), создатель конгрегации дочерей милосердия, главным делом которой стала помощь бедным, больным, брошенным детям и каторжникам. Был широко известен своей помощью детям бедняков.
Памятная доска в честь кюре Жан-Жака Олье, установленная благодарными прихожанами через 250 лет после его кончины. Вот это репутация у человека была!
Краткая биография Олье с рассказом о его роли в истории Квебека.
Парные чаши для святой воды, в которые вставлены огромные раковины, подаренные Венецианской республикой Франциску Первому.
Часовня Душ в Чистилище
Усыпальница одного из настоятелей церкви, Жана-Батиста де Герси
Символы евангелистов (Тебя там встретит огнегривый лев... и далее по тексту)
Еще несколько часовен и скульптур
И главное сокровище церкви - три фрески Эжена Делакруа часовне святых Ангелов справа при входе.
Борьба Иакова с Богом
Изгнание Гелиодора из Храми
И святой Михаил, побеждающий дракона
С этими картинами связаны какие-то тамплиерские тайны, но я все позабыла, что нам экскурсовод рассказывал. Записывать надо было по горячим следам, а я прошляпила...
И еще немного видов снаружи.
Моисей
Апостол Петр
Площадь с фонтаном
Фонтан Святых Ораторов со скульптурами известных священников-проповедников 17 века
Один из четверых - Боссюэ - точно в мушкетерской саге мелькал где-то ближе к концу.
P.S. Я с оккультятиной не дружу, поэтому ничего, связанного с Дэном Брауном и «Кодом да Винчи» у меня в кадр не попало.