Новогодний Таллинн безусловно красив и уютен, но через два дня активных прогулок захотелось чего-то нового. На брошюрке турфирмы привлекла внимание экскурсия в город на берегу Балтийского моря Палдиски. Обещали много природы и истории. Да и картинка была заманчивая...
Только вот стоимость такой экскурсии на двоих была 270 евро. Но мы, привыкшие к самостоятельным и путешествиям, догадывались, что добраться в этот город можно более экономно. И да, в город на краю эстонской земли ходят современные электрички с WiFi. Проезд туда-обратно на двоих вышел 10,08 евро. Разница воодушевляет..
Через час пути в комфортном теплом вагоне мы вышли на перрон городка с интересным названием Палдиски. Не знаю, как вы, а я не сразу поняла, в чем соль. А ведь при произношении слова вслух, вполне ясно слышится "Балтийский". Действительно, Екатерина II назвала этот городок Балтийский порт, что постепенно трансформировалось в современное название по-эстонски.
На вокзале сразу видно, что город морской. Тепловоз и корабль в одном кадре.
Морозным посленовогодним утром в городе было пусто. Обычно думаешь, как с вокзала добраться до города. Тут такой мысли не возникло. Вышли с вокзала и пошли по тротуару туда, куда вела логика и небольшая кучка людей, прибывших вместе с нами.
Город выглядит как все бывшие советские, которые я видела. Это стройные ряды пятиэтажек.
Сонные машины, которые хозяева еще не разбудили после Нового года. И редкие жители, выгуливающие собак.
На самом деле у города насыщенная история в связи с его географическим расположением. Петр I основал город в 1715 именно в качестве морской крепости и военного порта. Во времена Советского союза здесь располагалась военная база, в том числе атомных подводных лодок, а сам город был закрытым. Какое-то время существовал учебный центр атомного подводного флота, даже были отстроены наземные атомные реакторы. После развала Советского союза российские боевые корабли были выведены, из реакторов извлекли топливные стержни и накрыли их саркофагами. Из-за того, что в результате развала Союза уехала часть жителей, город присоединили к соседнему Кейла, но через два года все-таки вернули статус самостоятельного города.
Времени у нас было не так много, поэтому основная наша цель была - побережье и старый маяк на мысе Пакри. Однако посмотреть на заброшенные объекты советского прошлого города было бы, конечно, интересно.
По совету местной жительницы мы пошли по асфальтовой дороге в сторону маяка, который, как она обещала, вскоре увидим. Но увидели проблеск моря и не смогли сдержаться - спустились к берегу.
Балтийское море предстало во всей своей холодной красоте. Было спокойно и парило..
Впервые видела зимнее море. Для многих, как и для меня, оно ассоциируется с отдыхом и жарой. От того интересно наблюдать лед и иней на берегу.
Вам не кажется, что камни во льду похожи на тюленей в пятнышку?
Каждый камешек красив
Испарения над морем собираются в тучку, похожую на грозовую
На береге встретили пару, они посоветовали идти вдоль берега, тогда увидим всю красоту моря. Мы спорить не стали, асфальтовые дороги оставим автомобилям.
Бросаем последний взгляд на берег и забираемся на скалы.
Маяк со скал уже видно. И кажется, рукой подать, а сколько ни иди, он не приближается. Назад оглядываешься - от порта уже далеко.
А вокруг бескрайнее холодное море. В мягких красках солнца, пробивающегося сквозь дымку.
Так потихоньку дошли до туристических мест. Появились таблички с описанием мест. Здесь вниз к берегу вели деревянные ступени.
Что характерно для приморья - иней. Из-за высокой влажности он проявляется на всем. Особенно, конечно, красивы деревья и трава.
С берега вид открывается чудесный. Зимой он даже сказочный. Розоватое небо, голубое море, белые камешки-зефирки и огромные сосули на обрывистых берегах.
Видим маяк и продолжаем путь. Добраться до него превратилось на эти минуты в цель жизни. Чуть позже мы узнали, что вообще-то прошли 3,5 км.
Первый маяк на этом мысе построен еще в 18 веке тем же Петром I. От него сейчас остались развалины. Со временем из-за обрушения мыса он совсем переместился к краю. К сожалению, не участь его предрешена, через несколько десятков лет, он рухнет в Балтийское море. Немного грустно, что история буквально сотрется.
Через полтора века возвели этот маяк, который и поныне является самым высоким в Эстонии. Он в рабочем состоянии и активно служит морским судам. Как и во всей Эстонии, экскурсии и подъем на маяк только в летнее время.
Здесь дорога заканчивается и есть небольшая смотровая площадка, с нее можно глянуть на край земли.
Цель стоила длинной дороги, однако в обратный путь отправляться с большим энтузиазмом не приходилось. Мы уже основательно замерзли, да и извилистая асфальтовая дорога менее привлекательна, чем путь по берегу. Решили, мир не без добрых людей и может кто-нибудь подберет. Спасибо мужчине на седане, подобрал нас почти сразу и добросил до города. Поделился, что приехал в город недавно в поисках работы. А ведь по облику города не скажешь, что она есть. С другой стороны, сейчас город, из-за своего стратегического назначения, облюбован НАТО, а им всегда есть, что предложить.
До обратной электрички было время, а мы проголодались. Еще по пути на маяк отметили указатель "Таверна". И каждый житель на вопрос, где можно поесть, как один указывали на нее. Находится она недалеко от дороги и является не просто таверной, но и мини-гостиницей. Трудно поверить, но это здание основано несколько веков назад, когда тут был Балтийский порт. Здесь располагался Таможенный пункт, в котором торговцы декларировали свой товар. Внутри таверна, какой мы привыкли их видеть в средневековых картинках. И тут же небольшой музей с книгами, монетками, указами и т.д. Фото, правда, только на телефон сделала.
И кормят по-домашнему вкусно.. Наевшись и согревшись, отправились в обратный путь. Небольшое здание вокзала было закрыто. Не знаю, открывается ли оно вообще, или также как и все в Эстонии, доступно для посещение только в летнее время. Тут же в скверике есть памятный камень, посвященный тем, кого в Сталинские времена привозили в этот порт с островов и отправляли в Сибирь..
В Эстонии темнеет раньше, кажется, ведь по логике время должно быть московское, как в Минске, однако отстает на один час. Так что мы ожидали отправления электрички, а Солнце катилось к закату.
Город, несмотря на свою неуютность, замкнутость, мне понравился. Может в будние дни улицы тут более оживленные. Я встречала много объявлений о концертах исполнителей классической музыки. Кажется, что тут все друг друга знают, что все они, их семьи, их предки, пережили столько изменений на этом краю земли. Город, основанный и выращенный Российской империей. Земля, желанная сначала для Империи, потом для Союза, да и Федерация не отказалась бы. Теперь это знакомые советские пятиэтажки на берегу и учения НАТО в море...