Воспоминания о Китае (текст), ч.6

Jun 26, 2018 19:01

Текстовая расшифровка одноименной передачи на радио "Русский мир" в декабре прошлого года.

Часть 1: https://ladik2005.livejournal.com/504752.html
Часть 2: https://ladik2005.livejournal.com/504954.html
Часть 3: https://ladik2005.livejournal.com/505304.html
Часть 4: https://ladik2005.livejournal.com/505480.html
Часть 5: https://ladik2005.livejournal.com/505940.html
Аудио: https://russkiymir.ru/media/radio2/programs/all/235515/
Курсив - добавляшки и поясняшки.

ДД: Да, потому, что я довольно часто замечал, что Китай более-менее демонизируют, причём эта демонизация происходит больше на уровне ощущений, чем в подтверждение какими-то реальными фактами. Потому, что Китай сам в себе, и его экспансия достаточно осторожна, и агрессии он особо не проявляет.

ВТ: У Китая другой цивилизационный проект. Они мыслят совершенно другими категориями.

ДД: Двести-триста лет?

ВТ: Двести-триста-лет. У них не стоит задача немедленного повышения благосостояния граждан. У них такая задача не ставится даже.

ДД: И социальной защиты тоже.

ВТ: У них не стоит задача социальной защиты. У них не стоит задача обеспечения даже рабочими местами, потому что они из деревни выпустят ровно столько людей, сколько им понадобится. Мне рассказывали об одной, тоже интересной, китайской вещи. Вот говорят - спортсмены там, учёные… Когда мальчик или девочка начинает показывать какие-то выдающиеся результаты - а там за детьми следят очень хорошо. К детям там - подход.

Едем по Байчену - огромный пятиэтажный домина. Спрашиваю у переводчика, у китайца: «Что это такое?» Он отвечает: «Детский дом». Потом: «Оговорился. Детский сад». «Я правильно понял, это - детский сад???» «Да, детский сад. Дети до школы». Я ему говорю: «Моя жена - воспитатель детского сада». В глазах этого старлея такое восхищение загорелось, что я, по-ихнему, шан сяо из ГлавПУра, по-ихнему, пусть даже так; (полковник) из Центрального аппарата Министерства обороны - это фигня, это покурит. А вот жена - воспитатель детского сада… Он там с таким благоговением мне сказал: «Вы что, это такой почёт. Это же доверила Родина воспитание детей».

Детьми они занимаются очень серьёзно, здесь надо учиться, учиться и учиться. Очень серьёзно занимаются детьми. Они взрослыми прекращают уже заниматься.

Так вот тот, как показывает более-менее выдающиеся результаты, они что делают - они его вытаскивают из привычной среды обитания, кидают в другой город, другую провинцию и оставляют одного барахтаться на два года. Вот если он не снизил результаты, если он показал свою жизнеспособность и способность там дальше пробиваться, барахтаться - с ним будут заниматься. Если не справился, его обратно возвращают, туда, где жил - и это уже навсегда. Там вообще им второго шанса не предоставляют. Там жёсткая выбраковка, там второго шанса не предоставляют. Там, если человек из армии вылетает, он вылетает из жизни. То есть там абсолютно безжалостное общество.

Так что тем, кто очень сильно хочет… В Китае пенсий нет. В Китае подход, что дети должны содержать своих родителей. Хочешь - содержи, хочешь - закапывай. Там очень жёсткие все эти вопросы. И те, кто сейчас нам рассказывают о Китайском экономическом Чуде, пусть туда съездят и попробуют.

ДД: Пожить? Сколько рекомендуешь - полгода, год?

ВТ: Да не знаю. Сколько у кого получится. Там совершенно другая цивилизация. Абсолютно. Мы их не поймём никогда.

ДД: А они нас понимают?

ВТ: Тоже вряд ли когда-нибудь до конца поймут. Другое дело, что, по вопросам нашей совместной деятельности, они нас так и не научили работать так, как они хотят. Нам их удалось научить работать так, как хотим мы. Они нам даже помогали, потом уже. Меня даже от двух подстав спасли, предупредив заранее. Иносказательно, но всё равно предупредив.

Элементарно простая вещь. Сижу, сидим, совместный обед там после репетиции ансамбля. Я кушаю по-европейски, ложкой, вилкой. Мне говорят: «Ну, я бы на твоём месте начал учиться есть палочками». Ну, хорошо. Но у меня привычка - (каждым) вечером к ребятам из атташата (на тему) «Я что-то не понимаю. Я не самый умный и далеко всё не самый грамотный. Что бы это значило?» Говорю военно-морскому атташе: «Вот такая вот беда с палочками». Он мне посоветовал: «Я бы на твоём месте прислушался к этому совету. Просто так говорить не будет».

Ну, пришли на ужин. Я наложил себе, со вздохом отложил вилку, взял палочки и лёг спать голодным. На завтраке та же самая фигня. На обеде мне так замечательно палочки в руку попали! Ну, с тех пор-таки начал (есть палочками), заставил других своих (подчинённых) тоже научиться. Потом всё разъяснилось.

На прощальном банкете всё разъяснилось. Они же все разговоры пишут, провоцируют все вопросы. Когда я посмотрел на некоторых уважаемых военачальников практически в гостиницу заносили.

На следующий день была наша очередь. Был накрыт стол. На столе из столовых приборов были палочки и черпачок, хлебать. Этот китайский стол-«Интернет», где каждый сам себе накладывает. И каждый подходит, тебе тосты говорит, по очереди, и с каждым ты должен ещё выпить. Там свои нюансы были, не буду сейчас о китайских застольных традициях. А если ты не умеешь есть палочками, то закусить у тебя одни арбузы. А у тех начинаются ещё провокационные вопросы, которые они под запись, под диктофон дают. Слава Богу, что я, что мои, палочками ели весьма уверенно, поэтому нам это, скажем так, не повредило. Для нас это всё закончилось без последствий. Но если бы я не послушался этого предупреждения, либо если бы меня об этом не предупредили, я не представляю, чем бы это закончилось. Потому, что они просто вот эти тосты поставили на поток, стали в очередь, и каждый, как хозяин, с тобой хочет выпить. Их двенадцать человек, ты один. Нормально?

То есть они даже от подстав нас спасали, сами же китайские ребята. Но это касалось тех офицеров, которые вот из крестьян. Вот с ними мы работали очень хорошо. Мы с ними нашли очень хороший общий язык. Это говорит только о жизнеспособности системы, какая более жизнеспособная.

ДД: Получается, что у них слишком много противоречий, благодаря такой вот сословной системе общества?

ВТ: У них очень много противоречий. У них реально очень много противоречий. У них даже национальных противоречий много.

Ну, у меня вот 5 юаней, после передачи покажу. Там «5 юаней» на четырёх языках написано. Это как в Советском Союзе на рубле было на пятнадцати (языках).

Там «5 юаней» написано на четырёх языках. Но в армии служат только ханьцы. Успеха могут какого-то добиться только ханьцы. На государственной гражданской службе и так далее. А национальностей у них, по-моему, под 50 насчитывают, национальностей и народностей. То есть у них внутренних противоречий у них более чем достаточно. Просто мы считаем, что они лукавят, когда говорят, что «нам 200 лет надо для того, чтобы самим как-нибудь позаниматься». Им действительно это надо, двести лет.

Потому, что можно говорить о китайских товарах, что они себе продают всё хорошее, а нам всякую пургу гонят, сколь угодно. Но я был в Центральном универмаге города Байчен. По сравнению с ним Черкизовский рынок 90-х годов - это элитный бутик. По сравнению с тем, что продают в Центральном универмаге города Байчен. Там вообще без слёз не взглянешь. Я даже платье дочке найти там не мог. То швы кривые, то нитки торчат. А у них это нормально. Они зато сказали, что кризис 2008 года они прошли хорошо. «Мы просто стали эти все товары внутри Китая продавать, которые раньше (для) заграницы выпускали». И с такой мечтательной улыбкой этот да сяо из ГлавПУра Пекина говорит: «Мы не знали, что в Китае производятся такие качественные товары».

У них - как в Советском Союзе, на экспорт гоним самое хорошее…

ДД: А бракованное - на внутренний рынок.

ВТ: А на внутренний рынок - и так сойдёт. Это на полном серьёзе, это реально так.

ДД: Всё равно никто пожаловаться не захочет.

ВТ: Ну, есть и есть. Ещё раз говорю - там своя жизнь, и там не надо думать так, что прямо все благоденствуют. Даже элементарно простой сюжет - у них не существует санитарных норм для заводов. У них сарай поставил, станки завёз - вот и завод. А у нас попробуй за разрешением - замучают.

ДД: Так называемые фабрики дядюшки Ляо, которые производят мобильные телефоны.

ВТ: У них разное абсолютно есть. У них разное качество есть. Есть и ОТК, есть и всё, у них всё это есть.

ДД: Есть заводы, которые производят «Айфон».

ВТ: Есть и такое. Но я в экономике не особо. Я говорю - у меня просто есть наблюдения, нормальные жизненные наблюдения нормального военного, который сопоставляет то, что у них, сопоставляет то, что у нас.

(Продолжение следует).

(помочь автору: https://ladik2005.livejournal.com/504121.html )

авторское, "Мирная миссия-2009", радио "Русский мир", Китай, ШОС, Россия

Previous post Next post
Up