Мысли вслух. О страхах и конфликтах. Часть 1

Jan 27, 2017 17:51

  Хочу поделиться несколькими полезностями- объяснениями на тему: почему борьба со страхами может не помогать и как это связано с конфликтами в общении с другими людьми.
Эти не мои теории (почерпнуты из книг Томаса Троуба), но здесь хочу озвучить свои выводы и особенно понравившиеся ракурсы.
На близкие темы были вот этот и этот пост. Сказанное в них повторять не буду.




Получилось много, разделю на два поста, часть 2 здесь.

Итак.
Общая схема «внутреннего устройства». Представьте несколько окружностей вписанных одно в другое.

Есть некий центр - это ощущение я есть, бытия, безусловной ценности себя просто по факту существования.
    Вокруг него формируется и растет структура «внутренний ребенок». Это часть нас, полностью отвечающая за эмоции и переживания, а также за ощущение тела - которое обладает органами чувств, то есть слышит, видит, осязает, реагирует. Тут же находятся все наши желания, мечты и страхи. Внутренний ребенок отвечает за восприятие физического мира и себя в нем - мне тепло, холодно, комфортно, безопасно, мир вокруг дружественный или нет, за базовые или эмоциональные реакции действия - бежать,  приближаться, прятаться, действовать.

Именно в нем формируются базовые страхи - страх смерти (выживания) и страх одиночества (потребность в любви). Это не досадные помехи, а защитные механизмы, благодаря которым ребенок выживает в прямом смысле этого слова, физически. В глазах внутреннего ребенка любая неожиданность равноцененна вопросу жизни и смерти. Отсюда появляются состояния и паники, и тревоги, и избегание чего-то и страхи «помельче» - осуждения, наказания, изгнания, предательства и тд.

И есть самый внешний круг - обычной жизни, достаточно практичной, рациональной, бытовой, с действиями и взаимодействиями с другими людьми - это то, что мы уже проявляем во внешний мир, все, что показываем, думаем, делаем, оцениваем. Условно назовем ее «взрослой» структурой.

Страхи, защиты, и прочие механизмы располагаются между внутренним ребенком и взрослой структурой: вокруг этой эмоционирующе-переживающей части, закрывая ее от внешнего мира. Чем болезненней и сильнее там переживания, тем тщательней они отгораживаются от всего, что может их всколыхнуть. Человек не хочет, чтобы ему было больно, это естественно. Вполне можно долго жить исключительно на внешнем круге, не выпуская переживаний и не допуская туда даже самого себя.

В чем получается первая «заковырка».
Внутренний ребенок вырастает в взрослого, как росточек или тоненькая веточка обрастает корой, расширяясь, становясь крепче. (Но, только в тех фрагментах, где не произошло защитного вытеснения какой-то ситуации. Хорошая новость в том, что сняв с этой ситуации напряжение - она может восстановится и дорасти как положено)

И, какая-то часть всегда будет оставаться ребенком, тем самым: перепуганным, паникующим, ревущим младенцем, которому страшно, которому тяжело, он не знает что делать, и это вопрос жизни и смерти (даже если это сломанный ноготь). И это так и должно быть. Дереву же никак не причиняет неудобств, что его сердцевинка - мягкая и уязвимая? Кроме того, за эмоции, желания, мотивацию и удовольствия по-прежнему отвечает внутренний ребенок - попробуй убрать его - останется только робот вместо человека.

Вторая «заковырка» - базовые страхи смерти и одиночества тоже будут всегда (они почти неразрывны с этим внутренним ребенком).  Поэтому бороться против этих страхов, в смысле пытаться их убрать, не замечать, преодолевать, осуждать-высмеивать, стыдиться (как нас учат: не обращать внимания на эту ерунду) - бесполезно. И доказывать себе, что их нет - самообман.

Допустим, с человеком что-то происходит (без угрозы жизни): он слышит критику в свой адрес, наблюдает конфликтную ситуацию, не получается сделать задание - на все происходящее первым всегда реагирует внутренний ребенок (это его суть, основная функция - реагировать на происходящее) и бамц - человека захлестывают эмоции, он словно оказывается в пузыре, своего внутреннего мира, в котором бушуют прошлые переживания, паника «мы все умрем», усталость «это невыносимо, меня счас раздавит», обреченность «все кончено, я последний неудачник и никогда этого не искуплю». Все базовые страхи усиленно «помогают спастись». Человек больше не видит реальности, в этот момент он погружен с состояние ребенка. И если активизировался страх - так он действительно сковывает и обездвиживает или руководит потоком агрессии в сторону источника опасности.

Что можно сделать - только одно: знать о том, что этот страх есть, и осознать в этот момент, что весь этот пузырь - это не весь вы - хотя бы частью сознания перейти в состояние взрослого, взглянув со стороны, за пределами пузыря. Тогда вы сможете управлять своими действиями - зная, что боитесь, быть больше этого страха и делать, действовать, или наоборот остановиться и промолчать.
Не стоит успокаивать себя - «да, сколько же можно, все же нормально, соберись, не нервничай!». Если эти чувства возникли, хотя бы не обесценивайте их и свое право чувствовать то, что есть. Но будьте больше их, больше чем внутренний ребенок, старайтесь увидеть, что происходит сейчас на самом деле.

Итак, выводы первой части - есть вещи, которые не надо «лечить»: наличие базовых страхов, и то, что часть вас может быть вечным паникером и нытиком, устраивая качели и шторм - ей так положено.

Продолжение

эмоции, мысли вслух, рисунок

Previous post Next post
Up