Мысли вслух. Об ответственности

Jan 19, 2017 22:54

С понятием ответственности можно сталкиваться часто и в довольно широких смысловых диапазонах и  контекстах.
    Сейчас я бы хотела поговорить о личном, внутреннем чувстве ответственности. Том самом, что в первое мгновение вызывает скорее отторжение из-за привычки окружающих употреблять это слово с укоризненным, оценивающим или сравнивающим оттенками.




О какой ответственности вообще идет речь, зачем она нам нужна и почему вдруг ее нужно брать?
Такое настороженное отношение вполне обоснованно, поскольку ответственность, которую столь активно пытаются навязать окружающие, для убедительности апеллируя к  чувствам вины, стыда, и амбициям, это не всегда то, что стоит хватать с распростертыми объятиями.
Поэтому и примелькавшийся лозунг "возьми на себя ответственность за свою жизнь"  вызывает больше раздражения, чем понимания, как ее брать.

На самом  деле личное чувство ответственности это очень хорошая и полезная штука, позволяющая управлять происходящим в жизни, эффективно  взаимодействовать с людьми и ощущать, что ты что-то можешь и на что-то влияешь, а иногда даже контролируешь. Это то самое уверенное - Я МОГУ. Только ответственность строго индивидуальная и формирующаяся постепенно.

Важнейшая часть этого чувства - четкое понимание сколько ее и в каком виде можешь взять, в посильном для себя объеме.

Вообще, чувство ответственности - это качество взрослого (имеется в виду психологически зрелого, взрослого человека), хотя начинает формироваться оно еще в детстве (или не начинает, если нет подходящих условий).
Дети ответственность любят - вспомните, то чувство гордости за себя, когда разрешили самому завязать ботинок, зажечь плиту, сходить в магазин. Это чудесное чувство - полностью контролировать какой-то процесс, ощущение своей силы. Нечто подвластное именно тебе. Конечно, первый восторг в какой-то момент проходит, и это действие становится привычным, но оно уже у ребенка есть в багаже и воспроизводимо при необходимости. Это идеальный вариант.
Если ответственность и ситуации, где ребенок ее может проявить, меньше его способностей, он учится не верить в себя. Ему кажется, что он бы мог, но проверить негде, либо Большой-Взрослый лучше знает - сказал нет, значит - нет.
Второй вариант, очень распространенный, когда на ребенок получает объем ответственности существенно превышающий его готовность к ней на тот момент. Это может выглядеть так: «как ты здорово убрал вещи и помыл посуду, отлично! Теперь ты будешь это делать каждый день, а не сделаешь… тебе же хуже» (иногда, похвала даже не озвучивается), а может просто ставить ребенка перед фактом «все это тебе придется распутывать самому, больше некому». Да, он ее берет и тащит или учится избегать, приобретая чувство тревоги, мол, спасибо, пробовали, наелись по самую макушку, больше не хочу.

На курсе по трансформации чувства Вины в чувство Ответственности, участницы проходили одно игровое упражнение с визуализацией и отслеживанием телесного восприятия. Были очень интересные результаты, хорошо прослеживалось, как человек сейчас относится к ответственности: у кого она растекалась по телу,  принося драйв и желание действовать, у кого плюхалось грузом, категорически отказываясь усваиваться, или вообще вызывала мгновенное желание убрать ее как можно дальше. Одно только слово могло вызывать резкое неприятие.
Попробуйте, проверьте свое личное отношение к этому чувству:

(упражнение из курса «Ответственный рецепт»)

Представьте себя в загадочной лавке с снадобьями, травками и эликсирами. Вы с интересом ходите вдоль полок, рассматриваете бутыльки, коробочки, раздумывая что же любопытного скрывается в ящичках, баночках и на полочках. Вы не спешите, спокойно открываете, рассматриваете, где-то даже рискуете понюхать ;). И поиски увенчались успехом, в одном из углов, обнаруживается пузырек с этикеткой «Эликсир Ответственности. Безвредный». Аккуратненько вынимаете пробку, мммм какой приятный и вкусный запах. «Что ж» проносится у вас в голове «Будь, что будет» и вы выпиваете все его содержимое.
Буквально каждой клеточкой ощущаете, как эликсир разливается по телу, слегка будоражит, пузырится… доходит до кончиков пальцев, а потом собирается весь в одном месте.
Вопросы
1. Где в вашем теле собралась Ответственность? Какого она размера, сколько частей тела охватывает?
2. Прислушайтесь, как бы она звучала?
3. Какая у нее консистенция и какая динамика движения, откуда куда движется, как?
Если вам кажется, что она там и такая, но сомневаетесь, вы пишете именно то, что кажется.

Ни у кого не вызывает вопросов ситуация, когда ребенку сложно поднять тяжелую сумку или написать рукой нескольких страниц текста, в то время как для взрослого выполнить это же действие не составляет труда. То же самое происходит и с ответственностью.
    Чем же отличаются взрослый и ребенок?
А разница между ними состоит в свойственных ребенку Реактивном поведении и Волшебном мышлении. Что это значит?

Реактивное поведение - это когда реакция у человека (любого возраста) следует сразу за раздражителем. Ребенок как бы «маленький»,  и те эмоции, что он испытывает слишком большие чтобы поместиться в нем, и они выплескиваются наружу в виде реакции, практически без паузы: тронул - отреагировал. У психологически взрослого человека есть ощущение личного пространства, некого буфера между ним-внутри и миром-вокруг. Этот буфер состоит из всевозможного накопленного опыта, навыков, вариантов решений, успехов, моделей и личной безопасности, поэтому легко может вместить в себя и возникающие эмоции и дает время на их внутреннее переживание, осмысление и поиск той реакции которая будет соответствовать происходящему, в том числе и решение давать ли этим эмоциям прямой выход или трансформировать в нечто другое.
Этот буфер-пространство и определяет, сколько ответственности в данный момент может взять на себя человек.

Волшебное мышление - ребенок верит, что есть кто-то другой, кто придет и поможет-решит-даст все необходимое и защитит. По большому счету, не важно кто это: мама, дядя, волшебница, Бог, организация, неведомые силы. Касательно ребенка эта вера вполне обоснована, он действительно нуждается в помощи. А вот для взрослого… такой способ мышления превращается в вечное ожидание от других.
Пока он ожидает, что кто-то придет и все решит (ответит, подумает, разберется), он не берет на себя свою долю ответственности, он только ждет и ждет чего-то. А пока ждет, в деталях придумывает, как именно это «что-то» будет. Получая же «не так», и «не то» чувствует себя теряющим контроль над ситуацией - это неприятно и, как следствие,  набрасывается на виновных - ответственных в его глазах за результат.
Это чувство ожидания от других (в том числе и какими они должны быть и как себя вести) часто приводит к нарастанию внутренней неудовлетворенности.

Причем здесь ответственность?
Она вся оказывается за пределами человека, создавая чувство беспомощности и стремление к контролю любой мелочи, не допускающей вариаций, а еще лучше всего мира, который должен быть таким и сяким (это тоже  вариант ожидания с иллюзией ответственности за весь мир  - непосильная ноша для одного человека, не управляющего даже личным пространством)

Взрослеющий психологически человек потихоньку «забирает» ответственность с других людей, переводя фокус на себя, на свои реальные возможности и действия.
    Таким образом, взрослый (психологически зрелый) видит реальность: свои возможности и силы и имеет буфер-пространство собственных успехов и неудач, позволяющее ему вмещать внутренние эмоции и время на выбор реакции. И, как следствие - способный решать текущие, бытовые или неожиданные задачи как учитывая эмоции, так и объективно соизмеряя со своими силами. По крайней мере стремящийся к этому осознанно :)

С чего, обычно, начинается «взрослый» подход к ответственности.
С того, что вы смотрите на свою жизнь сейчас, такую, какая она есть, без приукрашивания. И понимаете, что все присутствующее в ней - это нормально. Все что вы делаете, как живете - это нормально. Остановить бесконечный процесс самобичевания и чувство собственной неправильности. Вы ужасная мать - это нормально; вы не читаете классику, а любите сериалы - это нормально; вы тихая интеллектуалка в окружении идиотов - это нормально; у вас пенсия на носу, а поведение как у 5-летнего ребенка - это нормально; вы - хаотик или педант, ненавидите людей, живете в своей реальности - все это нормально; да, так можно жить, и вы так живете, даже не слушать ничьи призывы и ничегошеньки не менять в своем поведении это тоже нормально, так можно. Здесь и сейчас это так - и это нормально, и вы нормальны. Просто посмотрите на то, что есть. Это точка ноль, выдохните.

А дальше уже можно решать, что из этого имеющегося пусть так и остается, а что хочется чтобы завтра стало другим. Это и есть ответственность - видеть реальность, знать, что вы на нее и на себя можете влиять, и понимать, сколько этого «влияния» вам комфортно брать. Только брать хорошо бы на чуууточку больше - на вырост.
А что вы думаете об ответственности? Делитесь :)

эмоции, мысли вслух, рисунок, ответственность

Previous post Next post
Up