В конце 1948 г. перебравшийся в США член НТС Константин Болдырев нашел общий язык с местными антикоммунистическими организациями, результатом чего стало несколько пресс-конференций и газетных статей с рассказами о мощи НТС, влиятельности организации на территории СССР и ее намерении свергнуть Сталина (
сообщение об одной из пресс-конференций )
Статью Болдырева "The story of one Russian underground organization attempting to overthrow Stalin", опубликованную в журнале Look 26.10.1948 мне, к сожалению, найти не удалось. В материалах OMGUS, однако, нашелся отзыв на нее работавшего на американцев бывшего сотрудника немецкой разведки Вернера Олетца (Werner Oletz), перевод которого и публикуется.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО
Бюро военного управления земли Баден-Вюртемберг.
Нюртинген, 30 ноября 1948 г.
ТЕМА: специальный разведотчет: попытки РУССКОГО подполья свергнуть Сталина.
КОМУ: Директору бюро военного управления земли Баден-Вюртемберг... Внимание: отделу разведки, Питер Вакка
ЧЕРЕЗ: отдел полевых разработок
ЗАМЕЧАНИЕ: Нижеследующий отчет является дополнительным к нашему специальному разведотчету - "РУССКИЕ эмигранты" от 01 ноября 1948 г. Информация, содержащаяся здесь поступила от бывшего офицера НЕМЕЦКОЙ разведки, биография которого изложена в отчете от 1 ноября.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Статья, называющаяся "История русской подпольной организации, пытающейся свергнуть СТАЛИНА", написанная Константином В. БОЛДЫРЕВЫМ, была опубликована в номере журнала LOOK от 26 октября 1948 г. Если верить статье, ее автор сочтен "полностью достойным доверия" полковником НЕЛЬСОНОМ ДИНГЛИ из американской военной разведки. Бывший полковник ВЕРНЕР ОЛЕТЦ, НЕМЕЦКИЙ генштаб (см. отсылку выше) утверждает, что степень "доверия" вызывает сомнения. Нижеследующая критика статьи полк. ОЛЕТЦОМ основывается на опыте НЕМЕЦКОЙ разведки и его знакомстве с деятельностью автора Константина В. БОЛДЫРЕВА.
МНЕНИЕ ПОЛК. ОЛЕТЦА
1. Статья содержит множество неверных утверждений и полуправды и является типичным примером переоценки эффективности РУССКИХ эмигрантских организаций. Статья опасна тем, что дает искаженную и неправильную картину.
a. НТС (НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЮЗ) был известен немецкой разведке как организация, предлагавшая свое сотрудничество. НЕМЕЦКАЯ разведка также знала, что эта организация как и все остальные эмигрантские организации меркантильна и находится в постоянном поиске финансовой поддержки для осуществления собственных политических целей. НЕМЦЫ принимали это во внимание с самого начала и не ожидали лояльной поддержки НЕМЕЦКИХ целей от подобной организации. НЕМЕЦКИМ мотивом было использование организации как источника информации и для возможного политического разложения правительства СССР.
b. НТС была лишь одной из многочисленных схожих РУССКИХ организаций, предлагавших свои услуги НЕМЕЦКОЙ разведке прежде всего с целью получения материальной поддержки. Было также установлено, что НТС преследует ВЕЛИКОРУССКИЕ ЦЕЛИ вопреки национальным целям УКРАИНСКОЙ, МОНГОЛЬСКОЙ и КАВКАЗСКОЙ групп. НТС постоянно делало попытки подчинить эти группы себе. НЕМЕЦКАЯ разведка, однако, выяснила, что невозможно добиться сотрудничества эмигрантских групп друг с другом, и поэтому НТС предоставлялось не больше поддержки, чем всем остальным эмигрантским организациям.
c. С течением времени обнаружилось, что постоянное соперничество между эмигрантскими группами стало столь фанатичным, что их использование как групп более неоправданно. Более эффективным оказалось использование для разведывательной работы отдельных РУССКИХ, которые были независимы и на которых можно было полагаться.
d. Создается впечатление, что статья написана БОЛДЫРЕВЫМ по одной из двух причин
1) реабилитировать НТС за сотрудничество этой организации с НЕМЕЦКИМ ВЕРМАХТОМ и НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ политиками
или
2) снова привлечь внимание к своей организации с целью добиться финансовой поддержки
e. БОЛДЫРЕВ отстаивает точку зрения, что два миллиона РУССКИХ солдат сдались НЕМЕЦКОЙ армии, потому что они не хотели защищать МОСКОВСКИЙ режим. Это неправильно. РУССКИЕ солдаты сдавались лишь после отчаянного сопротивления, сражаясь на пределе возможностей и лишь после того, как они были окружены и не имели боеприпасов и провизии. Хотя верно то, что определенное количество было настроено АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИ, это не было решающим мотивом. После попадания в плен военнопленные заявляли (рассудительно), что никогда не симпатизировали СОВЕТСКОЙ системе. Мотивы их были вполне очевидны.
РУССКИЕ сражались, фанатично защищая свою страну. Они любят эту страну с большой долей сентиментальности, которая позволяет игнорировать любые политические доводы, если на их страну совершено нападение.
f. БОЛДЫРЕВ отстаивает точку зрения, что 800000 РУССКИХ повернули свои штыки против МОСКВЫ в трагической уверенности, что НАЦИСТЫ освободят их от БОЛЬШЕВИЗМА. Это неверное истолкование событий. РУССКИЕ военнопленные присоединялись к ВЛАСОВСКОЙ армии либо под давлением НЕМЦЕВ, либо в надежде, что к ним как к солдатам будут лучше относиться.
g. Согласно утверждению БОЛДЫРЕВА "ВЛАСОВСКОЙ армии так и не позволили разрастись за пределы двух дивизий. НАЦИСТЫ видели ее реальную цель, которая была далека от коллаборационизма - РУССКАЯ национальная революция".
На самом деле НЕМЕЦКОЕ командование видело нечто иное. В первую очередь оно знало, что с самого начала РУССКИЕ ВЛАСОВСКИЕ войска были нашпигованы энкавэдэшниками и поэтому представляли опасность для НЕМЕЦКОЙ армии. НЕМЦЫ также выяснили, что ВЛАСОВ был хорошим коллаборационистом лишь пока речь шла о его личном благосостоянии и пока ему нужны были снаряжение, провизия и деньги для собственных частей. Более того НЕМЕЦКИЙ генштаб знал, что ВЛАСОВ не доверяет своему собственному штабу и что он лично сказал автору этих строк, что один из подчиненных ему генералов (МАЛЫШКИН) предчувствует, что когда-нибудь будет повешен. Подлинный характер ВЛАСОВСКИХ войск был продемонстрирован в ужасной истории в конце войны, когда они переметнулись и напали на НЕМЕЦКИЕ войска в ПРАГЕ, устранив при этом всех приданных НЕМЕЦКИХ инструкторов жестоким и бесчеловечным способом.
h. БОЛДЫРЕВ далее заявляет, что знаменитый ПРАЖСКИЙ манифест (написанный штурмбанфюрером СС, на которого ВЛАСОВ вряд ли как-то мог повлиять) имел чрезвычайное влияние на РУССКИХ, особенно на оккупированных НЕМЦАМИ территориях и среди военнопленных. Миллионы экземпляров этого манифеста были распространены за СОВЕТСКОЙ линией фронта.
1) На самом деле манифест распространялся не НТС, а немецким министерством пропаганды. Это был прием с целью добиться разложения КРАСНОЙ АРМИИ, но его эффективность была нулевой, так как в это время КРАСНАЯ АРМИЯ быстро наступала и РУССКИЕ солдаты были достаточно осторожны, чтобы избегать АНТИСОВЕТИЗМА. Манифест не был вдохновлен философией НТС, как утверждает БОЛДЫРЕВ, а исключительно НЕМЕЦКИМ министерством пропаганды, желавшим психологической войной поколебать РУССКУЮ мораль.
2) Относительно манифеста БОЛДЫРЕВ далее утверждает, что "в течение 24 часов 62000 РУССКИХ записались добровольцами, через два месяца цифра возросла до миллиона. Мощь реакции и возникшая в результате опасность для ГЕРМАНИИ вызвало подозрения со стороны НАЦИСТСКОЙ партии. Обещания, которые дал ВЛАСОВУ ВЕРМАХТ, были отменены НАЦИСТАМИ. Поддержка, предоставленная ВЛАСОВУ, была ограничена двумя дивизиями. Одна дивизия помогла освободить Прагу, но американская армия не предоставила ей убежища и дивизия была истреблена КРАСНЫМИ".
Это искажение фактов. Вопреки советам ВЕРМАХТА и НЕМЕЦКОЙ разведки НСДАП и СС (ГИММЛЕР) поддерживали ВЛАСОВА. Когда ВЕРМАХТ осознал положение дел и то же время предвидел угрозу ВЛАСОВСКОГО движения для безопасности ГЕРМАНИИ, вооружение РУССКИХ соединений, приказ о котором дал ГИММЛЕР, было сознательно затянуто ВЕРМАХТОМ. Последующие события в Праге подтвердили эту оценку ВЕРМАХТА.
i. БОЛДЫРЕВ излагает идеологию НТС и подчеркивает, что союз боролся и против НАЦИЗМА и против БОЛЬШЕВИЗМА. На это я могу ответить следующее: пока царило впечатление, что ГЕРМАНИЯ выиграет войну, НТС жаждал сотрудничества с немецкими ведомствами и разведкой. Но когда стало ясно, что вероятно победят СОЮЗНИКИ, НТС начал работать на обе стороны и тем самым стал даже более опасным для НЕМЕЦКОГО дела.
j. Без сомнения он прав, утверждая, что КРАСНЫЕ солдаты были глубоко поражены, сравнивая условия жизни, увиденные ими в ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ с условиями жизни в РОССИИ. Но БОЛДЫРЕВ переоценивает значение этого воздействия. Крайне рискованно делать вывод, что это показатель готовности КРАСНОЙ АРМИИ к мятежу. Также БОЛДЫРЕВ переоценивает значение его собственной организации. Примеры ГЕРМАНИИ и ИТАЛИИ снижают правдоподобие утверждения, что в тоталитарных государствах всегда есть подпольные движения, которые, однако, не могут создать реальной опасности тоталитарной системе без серьезной поддержки извне.
k. Когда НЕМЕЦКИЕ армии вторглись в РОССИЮ было очевидно, что к эмигрантам остальные антибольшевистские организации относятся с презрением.
l. БОЛДЫРЕВ утверждает, цитирую: "Знаменитый заговор МАРШАЛА ТУХАЧЕВСКОГО в КРАСНОЙ АРМИИ, тайно поддерживавшийся немцами, имел хорошие шансы на успех, пока не был выдан Иосифу СТАЛИНУ президентом ЧЕХОСЛОВАКИИ Эдуардом БЕНЕШОМ". Это неправда. Факты таковы:
1) Так называемый заговор ТУХАЧЕВСКОГО был на деле крупным планом, долго подготавливаемым НЕМЕЦКИМ РЕЙХСВЕРОМ против БОЛЬШЕВИСТСКОЙ системы. Он финансировался из-за пределов РОССИИ и поддерживался разведкой АДМИРАЛА КАНАРИСА. План реализовывался посредством тайных связей между КРАСНОЙ АРМИЕЙ и РЕЙХСВЕРОМ через ТАНКОВЫЕ и АЭРОШКОЛЫ в РОССИИ. Школы для ТУХАЧЕВСКОГО были связующим звеном к внешнему миру. Офицеров КРАСНОЙ АРМИИ помимо ТУХАЧЕВСКОГО было вовлечено немного. Многих было удобно обвинить в "заговоре", что вызвало волну казней после его обнаружения, но массы ликвидированных не имели к "заговору" никакого отношения.
2) По приказу ГИТЛЕРА о надвигающемся мятеже ТУХАЧЕВСКОГО был проинформирован ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ генштаб, который в свою очередь проинформировал НКВД. Гитлер сделал это вопреки совету НЕМЕЦКОГО генштаба, так как он увидел возможность ослабить СОВЕТСКУЮ армию в связи с возможной неразберихой после ликвидации вовлеченных влиятельных офицеров. НЕМЕЦКОЕ верховное командование предупреждало ГИТЛЕРА, что поставленные цели могут не быть достигнуты, так как НКВД достаточно сильно, чтобы сохранить раскрытие "заговора" в тайне.
m. В заключение я хочу подчеркнуть, что сотрудничество с НТС опасно. НЕМЕЦКАЯ разведка на собственном опыте давно выяснила, что более успешным является сотрудничество с демократическими АНТИ ВЕЛИКОРУССКИМИ организациями и поддержка их политических целей. Такие организации автономны, неподконтрольны РУССКИМ а, поддержка их целей предоставляет возможность раскола ВЕЛИКОРУССКОГО блока находящихся в подчинении у СССР государств.
Капитан Чарльз Н. Мэтьюз.
OMGUS 7/20/3